русский | english
Как можно помочь Фонду?
Три года Следственному комитету России: смог ли СКР преодолеть неэффективность расследования жалоб на пытки в России

Три года назад появился самостоятельный государственный орган - Следственный комитет России (СКР). СКР обязан расследовать жалобы на пытки (в определении российского Уголовного кодекса - превышение должностных полномочий с применением насилия). Таким образом, деятельность Следственного комитета - это основной механизм контроля, который должен пресекать безнаказанность за пытки, в случае, если они допущены должностными лицами.

Реформа Европейского Суда по правам человека: развитие дискуссии

Новый этап реформы европейской системы защиты прав человека начался с конференции министров государств-членов Совета Европы ("СЕ") в городе Интерлакен (Швейцария). Конференция была проведена в феврале 2010 года. Начавшийся этап реформы получил название "Интерлакенский процесс".

 

Исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) как деятельность государства

Исполнение государством постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера можно обозначить как деятельность, направленную на устранение и недопущение ситуаций, которые ЕСПЧ признал не соответствующими стандартам Конвенции в конкретных решения ЕСПЧ в отношении России. Таким образом, участие НПО в процессе исполнения постановлений ЕСПЧ подразумевает деятельность, которая нацелена на устранение нарушений, выявленных в конкретном постановлении ЕСПЧ и достижение конкретного стандарта реализации права или свободы, указанного в этом постановлении.

Исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека по вопросу эффективности расследования жалоб на пытки и жестокое обращение со стороны сотрудников милиции

Настоящий меморандум подготовлен группой российских правозащитных НПО, занимающихся правовой защитой лиц, пострадавших от пыток и иных нарушений прав и свобод со стороны сотрудников правоохранительных органов. В подготовке меморандума приняли участие: Красноярский комитет по защите прав человека, Коми правозащитная комиссия «Мемориал», Межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» (Нижний Новгород), Региональная общественная организация «Союз «Женщины Дона»» (Ростов-на-Дону), Региональная общественная организация «Человек и закон» (Йошкар-Ола), Фонд «Общественный вердикт» (Москва), Центр гражданского образования и прав человека (Пермь).

Постановления Европейского Суда по правам человека как инструмент изменения практики

Среди правозащитников и журналистов распространено мнение, что российские власти не уважают Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) и не хотят корректировать законы и правоприменительную практику в соответствии с его постановлениями, ограничивая усилия по исполнению постановлений ЕСПЧ выплатой компенсаций. Возможно, распространенность такого мнения обусловлена тем, что наши органы власти и должностные лица далеко не всегда поясняли общественности, что те или иные нововведения призваны устранить недостатки, выявленные ЕСПЧ.

Справки с кратким изложением содержания постановлений Европейского Суда по правам человека, в которых установлены факты пыток

Справки с кратким изложением содержания постановлений Европейского Суда по правам человека, в которых установлены факты пыток и бесчеловечного обращения с заявителями со стороны сотрудников милиции вместе с отсутствием эффективного расследования данных инцидентов компетентными органами Российской Федерации

Эффективное расследование жалоб на пытки: как право работает для граждан, находящихся под следствием

В случае, когда сотрудниками милиции используются пытки, нередко эти сотрудники не только не признаются виновными, но даже не становятся подозреваемыми в применении пыток и жестокого обращения. Все предпринимаемые заявителем - человеком, который жалуется на пытки и жестокое обращение - усилия по доказательству вины сотрудников правоохранительных органов зачастую не приводят к ощутимым результатам.Проблема носит системный характер. Мы рассмотрим с различных сторон те условия, с которыми сталкивается заявитель, который хочет добиться расследования по факту пыток. Опыт работы правозащитных организаций с заявлениями граждан по подобным делам позволяет сделать описание таких ситуаций. Основой для анализа стала многолетняя практика Межрегионального Комитета против пыток в расследовании случаев пыток сотрудниками милиции в отношении граждан. Изучение этой практики позволяет рассмотреть эти случаи как часть сложившейся системы. Мы рассмотрим правоприменительную практику, законодательную базу, формальные и неформальные «правила» сотрудников МВД, и некоторые «базовые убеждения» правоприменителей - те аспекты проблемы, анализ которых требуется для понимания сложившейся практики расследования случаев пыток и жестокого обращения.

Исполнение постановлений ЕСПЧ: ожидания и оценки российских правоприменителей. Некоторые комментарии

Не будет преувеличением сказать, что существует расхожее мнение: для того, чтобы исполнить постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) необходимо выплатить назначенную Судом компенсацию заявителю. Но все как всегда не настолько просто, как может казаться. Постановления ЕСПЧ создают для государства обязательства разного уровня и сложности. Во-первых, это выплата справедливой компенсации, о которой уже сказано. Во-вторых, это индивидуальные меры, которые направлены на то, чтобы максимально возможно восстановить нарушенные права гражданина, например, пересмотреть решение на национальном уровне, восстановить на работе, если человек был незаконно уволен и национальная правовая система его не защитила. В-третьих, это меры общего характера. Это самое сложное, но и важное, т.к. эти меры необходимы именно для того, чтобы исключить возникновение в будущем аналогичных ситуаций, которые приводят к аналогичным нарушениям прав граждан. То есть меры общего характера направлены на то, чтобы скорректировать практику в стране таким образом, чтобы эта практика не порождала однотипных нарушений прав человека.

«Выполнение решений Европейского суда в России: участие НПО Результаты первого этапа исследования

Сегодня ЕСПЧ - фактически единственный из международных инструментов защиты прав человека, который функционирует в российской действительности с видимыми результатами - как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Тот факт, что процесс вокруг исполнения решений ЕСПЧ в России пока активно развивается, как минимум теоретически предполагает возможности воздействия и интервенции. В том числе возможность и для участия НПО. Потенциальное место НПО в процессе содействия исполнению решений ЕСПЧ в части мер общего характера связано, прежде всего, с существующей на национальном уровне специфик и проблемами с имплементацией.

Нарушения принципов эффективного расследования в России, выявленные Европейским Судом по правам человека. Краткий анализ постановлений.

Толкование статей 2 и 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, данное Европейским Судом по правам человека, устанавливает обязанность государственных органов поводить эффективное расследование смертей, исчезновений, а также сообщений о пытках и жестоком обращении. В материале проводится краткий анализ критериев эффективности расследования, которые в разное время прозвучали в постановлениях Европейского суда по правам человека.

Причины неэффективности расследования

Данный материал содержит обзор позиции органов Совета Европы относительно возможных причин, обуславливающие неэффективность расследования, которые а также вопросы и рекомендации, которые озвучивал Комитет министров Совета Европы в связи с различными решениями Европейского суда по правам человека в отношении России.

Возможные меры по повышению эффективности расследования

Рекомендации по усовершенствованию методики расследований и повышению их эффективности. Рекомендации касаются как методики расследования, так и оценок работы.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) на Украине

Порядок исполнения решения ЕСПЧ на Украине формализован. В стране существует специальный закон, который определяет обязанности и порядок действий государственных органов относительно публикации решений ЕСПЧ, выплаты компенсаций, реализации индивидуальных и общих мер, вытекающих из решений ЕСПЧ. Кроме того, закон создал специальные механизмы по гармонизации национального законодательства и правоприменительной практики с практикой ЕСПЧ.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Чехии

В Чехии порядок исполнения решений ЕСПЧ сложился в рамках общественного и политического консенсуса относительно высокой ценности прав и свобод человека и необходимости интеграции в европейские структуры для успешного развития страны. Этот подход был нормативно закреплен в Конституции страны, которая не только устанавливает верховенство международного права, но и обязует все государственные органы предпринимать действия для исполнения международных обязательств страны.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) во Франции

Во Франции порядок исполнения решения ЕСПЧ слабо формализован, за исключением процедуры пересмотра приговоров в связи с принятием решения ЕСПЧ. Специализированных институтов, которые должны заниматься исполнением ЕСПЧ, также нет. Несмотря на это, во Франции сложилась практика исполнения решений ЕСПЧ. Это в частности, обусловлено высоким статусом судебных актов в национальной системе страны. Судебные решения рассматриваются как важнейший источник права, так как в них дается интерпретация законов. Аналогичным образом решения ЕСПЧ рассматриваются как источники стандартов Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Характеристика сложившейся практики исполнения решений ЕСПЧ обусловлена рядом факторов: высоким статусом исполнительной власти, неразвитостью системы конституционного правосудия при наличии развитой системы гражданских, уголовных и административных судов. Кроме того, определенное влияние на подход к исполнению решений ЕСПЧ определено конституционным принципом верховенства международного права.

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Германии

Порядок исполнения решений ЕСПЧ, сложившийся в Германии, обусловлен спецификой государственно-правового устройства этой страны. Во-первых, Германия - это федерация, что предполагает распределение компетенции и ответственности между органами власти земель и федеральными органами. Во-вторых, это парламентская республика, в которой представительный орган власти имеет исключительные полномочия по контролю действий исполнительных органов. В-третьих, в правовой системе Германии большая роль отведена Конституционному Суду, который может проверять конституционность не только законов, но и подзаконных актов и правоприменительной практики судебных и исполнительных органов всех уровней. В-четвертых, в правовой системе страны Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) и решения ЕСПЧ имеют статус федеральных законов. Приведение национального права в соответствии со стандартами ЕСПЧ осуществляется на основе принципа верховенства Конституции, который призван не допустить снижения конституционных стандартов защиты прав и свобод граждан. Следует отметить, что органы Совета Европы признают удовлетворительным исполнение решений ЕСПЧ в Германии.