18+

О проекте

Administratori
30/12/2011 14:48

Основные усилия проекта направлены на повышение роли НПО в процессе исполнения решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в части мер общего характера. Мы ограничили себя изучением вопросов, которые касаются исполнения решений ЕСПЧ, и исполнением общих мер, а не индивидуальных. Работа по проекту совмещает выявление и анализ системных проблем, на которые указывал Европейский Суд в своих решениях по делам из России или которые следуют из анализа постановлений Суда, и изучение того, как эти проблемы решаются в России. В особенности, нас интересует, какой опыт приобрели российские НПО, поддерживая практики, содействующие имплементации решений Европейского Суда в России.

img

ПРОЕКТ «СОДЕЙСТВИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА»

Проект реализуется Фондом «Общественный вердикт» и его партнерами в регионах России: Межрегиональная общественная организация «Комитет против пыток» (Нижний Новгород), Региональная общественная организация «Человек и закон» (Республика Марий Эл), Коми региональная общественная организация «Комиссия по защите прав человека «Мемориал» (Республика Коми), Красноярский региональный орган общественной самодеятельности «Общественный комитет по защите прав человека» (Красноярский край), Американская ассоциация юристов (Москва), Правовая Инициатива по России (Москва). Финансовую поддержку проекту оказал Фонд развития клинического юридического образования.
Основные усилия проекта направлены на повышение роли НПО в процессе исполнения решений ЕСПЧ в части мер общего характера.
В проекте мы ограничили себя изучением вопросов, которые касаются исполнения решений ЕСПЧ, а не в целом имплементации норм Европейской Конвенции, и исполнением общих мер, а не индивидуальных. Хотя по ходу самого проекта мы в той или иной степени включаем вопросы исполнения индивидуальных мер в тех случаях, когда это необходимо для прояснения вопросов исполнения общих мер.
Работа по проекту совмещает выявление и анализ системных проблем, на которые указывал Европейский Суд в своих решениях по делам из России или которые следуют из анализа постановлений Суда, и изучение того, как эти проблемы решаются в России. В особенности, нас интересует, какой опыт приобрели российские НПО, поддерживая практики, содействующие имплементации решений Европейского Суда в России.
В самом начале проекта мы посчитали важным сконцентрировать свои усилия на двух группах решений. Во-первых, это решения, которые относятся к вопросам эффективного расследования. Во-вторых, это решения, которые относятся к условиям содержания в закрытых учреждениях. Критериями отбора этих групп стали соображения важности исполнения общих мер по этим делам для уголовной юстиции и деятельности правоохранительных органов в России.
Если суммировать, то проект предполагает решение следующих задач:
1. изучение проблем, выявленных в выбранных решениях ЕСПЧ, включая определение масштабов проблемы и ее причин на основании анализа законодательства и правоприменительной практики;
2. анализ и оценка опыта работы НПО в сфере исполнения решений ЕСПЧ, выявление позитивных наработок и пробелов;
3. анализ потенциальной роли НПО по участию в исполнении решений ЕСПЧ в части мер общего характера с учетом существующих возможностей и препятствий для исполнения решений ЕСПЧ в России и особенностей процедур Совета Европы по контролю за исполнением этих решений;
4. информирование НПО и сотрудничающих с ними экспертов и представителей власти о целях, задачах и процедурах исполнения решений ЕСПЧ;
5. отработку возможных форм коллективной деятельности НПО по содействию исполнению решений ЕСПЧ.
Первые три задачи реализуется посредством сбора и анализа информации, включая получение сведений от партнеров Фонда «Общественный вердикт» (ФОВ). Кроме того, для решения этих двух задач проводится отдельное исследование внутри проекта, служащее изучению практик НПО в контексте осуществления самих этих практик. Для этого проводится кейс-стадиз отдельных, наиболее значимых для целей проекта практик НПО. Выезжая в регионы «происхождения» практики, исследователи проекта проводят серии экспертных интервью с ее основными участниками: представителями НПО и государственных органов. Вся собранная информация становится основой для описания опыта НПО и для его анализа и оценки. В этой работе принимают участие как специалисты ФОВ, так и партнеры.
Решение четвертой задачи - информирования - включает проведение семинаров в регионах страны, а также издание и распространение специализированного выпуска бюллетеня ФОВ, посвященного исполнению решений ЕСПЧ в России и опыту участия НПО в этом процессе.
Реализация пятой задачи требует наибольшего объема деятельности. Учитывая инновационный характер проекта, на настоящий момент мы пока можем предложить только приблизительный план работ, который может быть изменен с учетом складывающегося контекста, а также рекомендаций и пожеланий партнеров ФОВ. Тем не менее, сейчас мы работаем по следующим направлениям:
• разработка пакета рекомендаций для российских органов власти и Совета Европы;
• разработка рекомендаций и практических материалов для НПО для дальнейшего использования в повседневной деятельности.
ФОВ привлекает к участию в проекте максимально возможное число внешних экспертов - в первую очередь, экспертов партнерских организаций.

актуальное по теме
подписаться на рассылку