русский | english
Политика конфиденциальности

30 лет Конвенции ООН против пыток в России

23 января 2017, 08:48

В эти дни мы отмечаем тридцатилетие ратификации Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращений и наказаний. В 1987 году документ ратифицировал СССР, обязательства позднее перешли к России как правопреемнице.

Что изменилось за эти 30 лет и что еще предстоит сделать?

Во-первых, запрет пыток продекларирован в Конституции, зафиксирован в федеральных законах. Например, в законе «О полиции» 2011 года.

Во-вторых, сегодня можно говорить о том, что общество и государственные органы признали наличие проблемы пыток.

В-третьих, жалобы на пытки стали расследоваться, доходить до судов и виновные нести наказание.

Однако распространенность пыток и жестокого обращения продолжает быть ужасающей. Правозащитные организации каждый год получают десятки жалоб на пытки, а суммарно обращения к правозащитникам оцениваются в сотни. Пытка как состав должностного преступления до сих пор не криминализирована в нашем законодательстве. Суды продолжают считать допустимыми показания, полученные под пыткой. Расследование жалоб нельзя признать эффективным, как результат не работает принцип неотвратимости наказания. Следователи и полицейские запугивают жертв пыток, вынуждая их забрать свои заявления, в последний период к этому добавилась практика возбуждения уголовных дел за ложный донос в отношении жертвы по факту его жалобы. Последняя масштабная реформа правоохранительных органов не затронула проблематику пыток и принятые в рамках реформы меры не привели к уменьшению уровня распространенности пыток.

Как участник Конвенции Россия регулярно отчитывается в Комитет против пыток ООН. В 2012 году Комитет принял Заключительные замечания по итогам рассмотрения очередного доклада России. Эти замечания - развернутый и подробный список рекомендаций, Дорожная карта для преодоления проблемы пыток и жестокого обращения.

Комитет говорит о необходимости:

  • криминализировать пытки,
  • обеспечить эффективное расследование всех жалоб,
  • привлекать к ответственности виновных,
  • назначать адекватное наказание осужденным,
  • компенсировать вред жертвам,
  • предавать огласке результаты проведенных расследований,
  • обеспечить на практике доступ задержанных к адвокату, право связаться с родственниками,
  • добиваться, чтобы полученные под принуждением признательные показания на практике не принимались судами в качестве доказательств.

 

Отдельное внимание Комитет уделяет насилию в отношении женщин и говорит о необходимости законодательно закрепить определение бытового насилия и добиться регистрации полицией всех жалоб на насилие в отношении женщин, в том числе бытовое, а дальше обеспечить эффективное расследование всех жалоб и привлечение к ответственности виновных.

Комитет указывает на необходимость эффективных мер для защиты групп риска, в том числе рома, представителей этнических меньшинств, трудящихся-мигрантов, ЛГБТ и иностранных граждан, в первую очередь через должное расследование всех актов насилия и дискриминации, привлечения виновных к ответственности и возмещение вреда жертвам.
Комитет также говорит о недопустимости практики, когда иностранцев высылают в страны, где им угрожают пытки.

Кроме этого, в Заключительных замечаниях Комитета уделено внимание «дедовщине» в армии и мерам по ее искоренению, необходимости обеспечить эффективную защиту пациентов психиатрических стационаров, Северному Кавказу и необходимости расследовать все жалобы на пытки, жестокое обращение, похищение людей, насильственные исчезновения и внесудебные казни и привлечь к ответственности всех виновных в совершении подобных преступлений.

Комитет указывает на невозможность экстрадиции или высылки иностранцев в страны, где им угрожают пытки

Государство должно создать систему комплексной реабилитации. Улучшить документирование пыток и повысить качество расследования нужно, опираясь на Стамбульский протокол - профильный международный документ, созданный специально для этих целей.

Все эти меры продолжают быть актуальными и в большей части до сих пор не выполнены. Российским государственным органам- МВД, Следственный комитет, Прокуратура, Государственная дума, Администрация президента - в преддверии очередного отчета перед Комитетом целесообразно хотя бы часть рекомендаций Комитета выполнить. Тем более, эти меры выполнимы и действительно могут помочь.

Министерство внутренних дел

#ВладимирКолокольцев #колокольцев #главамвд #мвдроссии #МВД #полиция #житная16 #mvd #russianpolice

Следственный комитет Российской Федерации

#СКР #СКРоссии #СледственныйКомитет #Бастрыкин #следствие

Генеральная прокуратура Российской Федерации

#прокуратура #ЮрийЧайка #Генеральныйпрокурор #Генпрокурор #Генеральнаяпрокуратура #Генпрокуратура #ГПРФ

 

Получить код страницы Версия для печати