русский | english
Политика конфиденциальности

План действий, представленный Верховным комиссаром ООН по правам человека

27 сентября 2005, 14:56

Резюме

«Мы не можем обеспечить развитие, не обеспечив безопасности, мы не можем обеспечить безопасность, не обеспечив развития, и мы, конечно же, не можем обеспечить ни того, ни другого без обеспечения прав человека»(см. A/59/2005, пункт 17).

Настоящий план действий, о представлении которого просил Генеральный секретарь в его докладе, озаглавленном «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» (A/59/2005), отражает стратегическое видение будущих направлений деятельности Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ). План исходит из утверждения Генерального секретаря, которое разделяют многие, о том, что международному сообществу необходимо сделать гораздо больше для того, чтобы устранить сегодняшние угрозы правам человека, и что УВКПЧ должно располагать в значительно большей мере ресурсами для того, чтобы оно могло играть центральную роль в решении этой задачи.

План основывается на мандате, предоставленном Верховному комиссару в целях поощрения и защиты эффективного осуществления всеми людьми всех прав человека, и он направлен, в частности, на устранение давно возникших недостатков в решении предусмотренной мандатом задачи «играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав человека во всем мире.» (см. резолюцию 48/141 Генеральной Ассамблеи, пункт 4(f)).

Историческое наследие программы Организации Объединенных Наций в области прав человека в особенности отражено в широкой совокупности касающихся прав человека норм и стандартов, которые были разработаны в течение последних 60 лет. Вместе с тем задействование новых ресурсов и возможностей для решения проблем прав человека, порождаемых сегодня нищетой, дискриминацией, конфликтами, безнаказанностью, нехваткой демократических начал и институциональными недостатками, будет обусловливать необходимость уделения целенаправленного внимания вопросам осуществления.

Таким образом, настоящий план предусматривает уделение внимания целому ряду «пробелов с точки зрения осуществления» на местах, включая пробелы в информированности, потенциале, приверженности и обеспечении безопасности. Оказание помощи в ликвидации таких пробелов и тем самым обеспечение защиты людей и содействие предоставлению им возможностей для реализации их прав должны считаться жизненно важным предназначением органа Организации Объединенных Наций, занимающегося правами человека.

В этих целях план предусматривает осуществление действий в пяти областях:

  • обеспечение более широкого взаимодействия со странами посредством увеличения числа географических организационных подразделений, размещения большего числа сотрудников, занимающихся вопросами прав человека, в странах и регионах, создания постоянного потенциала для быстрого развертывания, проведения расследований, оказания поддержки на местах, расширения возможностей для действий в области прав человека, предоставления консультативных услуг и помощи, а также проведения работы по вопросам правосудия в переходный период и укрепления законности;
  • усиление руководящей роли Верховного комиссара в области прав человека, в том числе посредством более широкого взаимодействия с соответствующими органами и учреждениями Организации Объединенных Наций и регулярного проведения консультаций по вопросам прав человека в рамках всей системы, обеспечения большего присутствия в Нью-Йорке, подготовки ежегодного тематического доклада по проблематике прав человека, проведения глобальной кампании в защиту прав человека и более широкого участия в усилиях по сокращению масштабов нищеты и достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия;
  • установление более тесных партнерских связей с гражданским обществом и учреждениями системы Организации Объединенных Наций посредством введения функции поддержки гражданского общества, оказания поддержки правозащитникам, обеспечению более глубокой приверженности проведению мероприятий в рамках осуществления меры No 2 с использованием основывающихся на правах подходов и национальных правозащитных систем и предоставления системе координаторов-резидентов руководящих указаний по проблематике прав человека;
  • обеспечение более эффективного взаимодействия в отношениях между УВКПЧ и различными органами Организации Объединенных Наций по правам человека, проведение межправительственного совещания для рассмотрения вариантов создания единого постоянного договорного органа по правам человека, включая рассмотрение возможности перевода Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин в Женеву, и проведение обзора специальных процедур;
  • укрепление компонентов управления и планирования УВКПЧ посредством создания подразделения, занимающегося вопросами политики и планирования, значительного увеличения числа сотрудников, выдвижения инициатив по привлечению самых разнообразных специалистов, обеспечения современной профессиональной подготовки, проведения политики ротации сотрудников на местах и принятия новых административных процедур.

Хотя настоящий план действий касается главным образом деятельности УВКПЧ, он разрабатывался с учетом итогов обсуждения будущего Комиссии по правам человека в контексте призыва Генерального секретаря к замене Комиссии более совершенным Советом по правам человека. УВКПЧ решительно поддерживает предложение о том, чтобы тщательное рассмотрение положения в странах осуществлялось с помощью эффективной, справедливой и транспарентной системы всестороннего обзора, которая должна основываться на принципе всеобщего глубокого изучения положения вещей. УВКПЧ готово содействовать обсуждению вопроса о том, каким образом эта цель могла бы быть достигнута.

С настоящим планом сопряжены существенные последствия стратегического, оперативного и материального характера. Для удобства ознакомления сводные направления действий излагаются в разделе IV.

Осуществление положений плана может быть начато в предстоящие месяцы посредством более эффективного установления первоочередных задач с точки зрения использования существующих ресурсов и разработки более совершенной политики и планирования, с тем чтобы все компоненты УВКПЧ могли лучше работать в целях устранения пробелов в осуществлении на уровне стран скоординированным и устойчивым образом.

Вместе с тем для полного осуществления плана необходимо, чтобы УВКПЧ получило ресурсы в значительно большем объеме, ибо в противном случае этот план будет носить всего лишь характер устремлений. В настоящее время на программу в области прав человека выделяется лишь 1,8 процента средств бюджета Организации Объединенных Наций. Основная часть ресурсов УВКПЧ, в том числе ресурсов, выделяемых на ключевые виды деятельности по запросам органов Организации Объединенных Наций, имеет по этой причине форму внебюджетных взносов. Общий годовой бюджет УВКПЧ составляет 86,4 млн. долл. США. По нашим оценкам, чтобы устранить недостатки, которые были указаны в докладе Генерального секретаря, и предпринять серьезные усилия для активизации деятельности Управления по направлениям, предлагаемым в настоящем плане действий, УВКПЧ потребуется удвоить общий объем своих ресурсов в течение последующих пяти.шести лет.

Содержание

I. Введение

II. Задачи
A. Задачи в области прав человека
B. Задача в области осуществления: ликвидация пробелов

III. Меры реагирования
A. Цели и стратегии: обзор
B. Диалог и взаимодействие со странами
C. Руководство
D. Взаимодействие с правозащитными органами Организации Объединенных Наций
E. Работа с учреждениями Организации Объединенных Наций и гражданским обществом

IV. Расширение потенциала УВКПЧ
A. Управление, административная деятельность и планирование
B. Кадры
C. Присутствие в Нью-Йорке
D. Финансирование
V. Слагаемые действий
A. Взаимодействие со странами
B. Руководящая роль
C. Партнерские отношения
D. Органы по правам человека Организации Объединенных Наций
E. Управление, кадры и планирование

Скачать

Получить код страницы Версия для печати