русский | english
Политика конфиденциальности

Ведомственная система оценки деятельности органов внутренних дел

02 ноября 2005, 08:31

Повышение эффективности работы органов внутренних дел во многом определяется правильностью выбора критериев их оценки, стимулирующих, а не подавляющих деловую активность каждого сотрудника и милиции в целом.
Органы внутренних дел вступили в период больших реформ 90-х годов с критериями оценки, которые в основном сложились на протяжении 60-х - 70-х годов прошлого века. Основной упор тогда делался на «общем проценте раскрываемости преступлений». По нему и уровню преступности руководители органов исполнительной власти судили о качестве работы милиции.
Именно в это время родилась практика укрытия преступлений от учета, так как    поддерживать высокий общий процент раскрываемости при росте преступности     и  скудном  ресурсном обеспечении органов внутренних дел за счет увеличения числа раскрытых преступлений было практически невозможно. Правоохранительными органами был выработан иной путь - искусственно занизить регистрацию преступлений.
Данный подход достаточно активно использовался до начала XXI века. К этому времени уровень латентной преступности, по мнению многих экспертов, в 2-3 раза превышал аналогичный показатель по зарегистрированным преступлениям. В результате миллионы граждан оказались лишенными доступа к правосудию, а система МВД оказалась перед вероятностью утратить контроль над реальным состоянием преступности в стране, а потому и возможность эффективно бороться с преступностью.
Кроме того, изменение социально-политических условий, экономической ситуации в обществе, возрастание правовой культуры населения, в полной мере осознавшего себя налогоплательщиком, подвигли общество к закономерным вопросам: «Почему так низок уровень защищенности граждан от преступных посягательств? На что тратятся деньги в сфере охраны правопорядка?»
В 2001 году руководством Министерства была поставлена задача разработать новую систему оценки деятельности органов внутренних дел. Она была введена в действие приказом МВД России от 23 ноября 2002 года № 1150. Приказ закрепил иные подходы к системе оценке деятельности органов внутренних дел. Ее основными ориентирами явились:
- необходимость вернуть органам внутренних дел доверие граждан;
- поднять общественный престиж правоохранительной деятельности;
- переориентировать милицейские коллективы и сотрудника в отдельности в сторону реальной, гарантированной защиты прав и законных интересов граждан,   собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств.
В качестве основных оцениваемых направлений деятельности органов внутренних дел определены:
- регистрация и учет заявлений и сообщений о преступлениях;
- профилактика, предотвращение и пресечение преступлений;
- выявление преступлений;
- раскрытие преступлений;
- предварительное следствие;
- дознание;
- обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
- исполнение обращений граждан (по линии паспортно-визовой службы, лицензионно-разрешительной системы, ГИБДД, вневедомственной охраны и др.).
Оценка осуществляется на основе сравнения динамики показателей каждого субъекта оценки самим с собой без ранжирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации на «плохих и хороших». И это понятно, поскольку нет практически и двух органов, работающих в абсолютно одинаковых условиях.
С учетом изменений действующего уголовного, уголовно-процессуального и        административного законодательства, произошедшими структурными   изменениями в Министерстве приказом МВД России от 5 августа текущего года № 650 в систему оценки органов внутренних дел при сохранении основных принципов внесен ряд новаций. Они направлены на получение более объективного представления о масштабе, состоянии и динамических процессах в деятельности    служб и подразделений органов внутренних дел.
Применение в 2003-2005 годах разработанной системы оценки, отказ от пресловутого «общего процента раскрываемости преступлений» в сочетании с другими мероприятиями организационного, нормативно-правового и практического характера, проводимыми МВД России, позволило стимулировать прирост показателей работы органов внутренних дел по ряду направлений.
В первую очередь, это относится к сфере регистрации заявлений и сообщений граждан о происшествиях. Удалось создать необходимые организационные и психологические предпосылки для реальных изменений в этом вопросе.
Так, на протяжении последних двух лет отмечаются:
- рост зарегистрированных сообщений граждан о преступлениях и правонарушениях. В 2004 году он составил 8,2%, всего зарегистрировано и рассмотрено 15,9 млн. сообщений, за 9 месяцев 2005 года - +6,4%, около 12,7 млн.;
- уменьшение числа жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по   «телефонам доверия» о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел. В 2004 году - почти в полтора раза (с 19,5 до 13,6 тыс.), за 9 месяцев текущего года - на 4,7%.
Наблюдаются положительные тенденции и по другим направлениям работы органов внутренних дел. Так, за 9 месяцев текущего года отмечен:
-  рост количества раскрытых преступлений - на 9%, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений - на 6,7%, разбоев - на 5,3%, грабежей - на 18,3%, террористических актов - на 14,1%;
- увеличение количества выявленных преступлений экономической направленности (+13,7%), связанных с незаконным оборотом наркотиков (+10,7%).
По нашему мнению, эти тенденции свидетельствуют, во-первых, о росте доверия к органам внутренних дел. Во-вторых, об изменении психологии, стереотипа поведения сотрудников и руководителей органов внутренних дел в отношениях с гражданами. Положено начало формированию качественно новых по характеру и содержанию отношений между населением и милицией.
Конечной целью является переориентация всей правоохранительной системы с абстрактной борьбы с преступностью на защиту прав и интересов конкретного гражданина, повышение уровня правосознания населения, обеспечение не на словах, а на деле верховенства закона во всех сферах жизни государства и общества.
 
ОИД МВД России
УОС АД МВД России
Материал впервые опубликован на официальном сайте МВД
Получить код страницы Версия для печати