русский | english
Политика конфиденциальности

«Гражданская восьмерка — 2006» обратилась к главам стран «большой восьмерки»

04 июля 2006, 21:32

В рамках прошедшего 3 — 4 июля в Москве международного форума неправительственных организаций «Гражданская восьмерка — 2006» проведены четыре «круглых стола» по различным аспектам соблюдения прав человека в мире. Приняты обращения к главам стран «большой восьмерки», в которых перечислены самые болезненные проблемы в этих областях и даны рекомендации по их решению, сообщает Prima-News.

В работе «круглых столов» секции «Права человека» участвовали представители ведущих международных и российских правозащитных организаций. Их участники выразили крайнее недоумение тем обстоятельством, что в повестке дня «большой восьмерки» отсутствует тематика прав человека.

В обращении рабочей группы «Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт», в частности, сказано: «Мы… считаем, что отношения между правительствами, в том числе стран "Большой восьмерки", и неправительственными организациями (НПО) должны строиться на следующих принципах:
1. Взаимная прозрачность друг перед другом и перед обществом.
2. Диалог, основанный на равноправном партнерстве…
3. Участие организаций гражданского общества в выработке решений органов власти (в том числе в формировании государственной политики) и в их реализации, а также осуществлении гражданского контроля.
4. Признание независимости НПО, их права критически оценивать действия органов государственной власти и защищать интересы различных социальных групп.

Наряду с позитивным опытом сотрудничества правительств и НПО на глобальном уровне и в странах "Большой восьмерки", в этой сфере существуют следующие угрозы и вызовы:
1. Приравнивание правительствами инакомыслия и критической позиции НПО по отношению к органам государственной власти к экстремистской и террористической деятельности…
2. Принятие ограничительного законодательства в сфере регулирования НПО, ужесточающего процедуры регистрации и отчетности НПО…
3. Политика государства по созданию квази-НПО (GONGO) и имитационных общественных совещательных институтов при органах власти.
4. Противодействие со стороны ряда государств международным программам сотрудничества в области развития демократии и гражданского общества под видом предотвращения иностранного вмешательства во внутреннюю политическую жизнь».

В документе говорится: «Мы настаиваем на том, что сотрудничество между правительствами и НПО должно строиться не только на доброй воле сторон, но и должно быть закреплено институционально. В связи с этим мы предлагаем подготовить Хартию взаимоотношений правительств стран "большой восьмерки" и организаций гражданского общества, основанную на вышеизложенных принципах и рекомендациях, и принять ее на следующем саммите "большой восьмерки" в Германии в 2007 году».

Участники круглого стола «Противодействие терроризму, вооруженные конфликты и права человека» призывают лидеров стран «большой восьмерки» «признать, что стоящие перед человечеством серьезные угрозы связаны не только с международным терроризмом и локальными вооруженными конфликтами, но и с нарушениями государствами ряда фундаментальных прав человека в контексте "борьбы с терроризмом"».

В обращении говорится: «Мы констатируем, что для стран "Большой Восьмерки" актуальны следующие серьезные проблемы:
применение пыток и жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в особенности в ходе вооруженных конфликтов в Ираке (например, Абу-Грейб), в Афганистане, в Чеченской Республике и в ряде других республик Северного Кавказа, а также в секретных тюрьмах ЦРУ;
использование показаний, добытых под пытками в качестве доказательств вины подозреваемого в суде;
экстрадиция и депортация лиц в страны, где они рискуют подвергнуться пыткам… фальсификациям судебных процессов и/или применения смертной казни (например, практика экстрадиции и депортации узбекских беженцев из России в рамках антитеррористического сотрудничества РФ с Узбекистаном);
создание незаконных и тайных мест содержания под стражей, таких, как лагерь на базе Гуантанамо и "секретные тюрьмы ЦРУ", а также секретные тюрьмы на Северном Кавказе;
внесудебные казни и насильственные исчезновения граждан, задержанных представителями силовых структур в зоне вооруженного конфликта на Северном Кавказе, в особенности в Чечне;
безнаказанность должностных лиц, виновных в нарушениях прав человека и в преступлениях, совершенных в рамках "войны с террором";
неизбирательное применение силы в ходе «контртеррористических операций» в Ираке и Чечне;
размывание демократических институтов и попытки установления контроля над гражданским обществом под флагом "борьбы с терроризмом" в России;
маргинализация исламских сообществ во многих странах "Большой Восьмерки" и ограничение права мусульман на свободу вероисповедания;
размывание стандартов международного гуманитарного права как в ходе вооруженных конфликтов, например, в Ираке и Афганистане, так и во внутренних конфликтах, например, на Северном Кавказе;
отказ государств от сотрудничества с новыми универсальными и эффективными юридическими механизмами, такими как Международный уголовный суд (МУС), а также отсутствие эффективного сотрудничества с Международным Комитетом Красного Креста (МККК);
дополнительные ограничения прав человека, в частности, в США и в других западных государствах (включая нарушение права на частную жизнь и свободы выражения мнений) и в России (вплоть до ограничений избирательных прав).

Не обеспечивая эффективной борьбы с терроризмом, такие действия государств создают питательную среду для террора. Подобные политика и практика имеют обратный эффект и препятствуют сознанию условий, необходимых для достижения безопасности.

Кроме того, вызывает озабоченность отсутствие в международном праве четкого юридического определения терроризма».

Участники круглого стола «Гражданский контроль за правоохранительными органами и пенитенциарной системой» рекомендуют государствам «большой восьмерки», в частности: обеспечить эффективный гражданский контроль над местами лишения свободы и другими закрытыми учреждениями, а также работой правоохранительных органов, обеспечить контроль закрытых учреждений со стороны ООН и других международных институтов.

В своем обращении к «большой восьмерке» участники круглого стола «Миграция, ксенофобия и расовая дискриминация» призвали уважать права человека в отношении мигрантов, тех, кто пострадал от торговли людьми и беженцев, независимо от наличия у них соответствующего статуса, и укреплять систему убежища.

Они призвали страны «восьмерки» к сотрудничеству с Управлением Верховного комиссара ООН по беженцам и другими агентствами ООН, а также с НПО.

Участники круглого стола подчеркивают, что беженцы и мигранты сталкиваются с серьезным риском для жизни в результате мер, принятых для осуществления контроля над миграцией.

Участники круглого стола отмечают, что существующая в государствах «большой восьмерки» практика задержания ищущих убежища лиц приводит к случаям, когда беженцы и мигранты подвергаются пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Страны «восьмерки» должны признать, что «расизм и ксенофобия представляют собой опасность национальному и международному миру и безопасности, а также стабильному развитию экономики… что с ксенофобией и сопутствующий ей насилием на почве расизма следует бороться, сочетая политические меры, образовательные программы и правовые механизмы», — сказано в обращении.

Получить код страницы Версия для печати