русский | english
Политика конфиденциальности

Депутаты пустят ФСБ по миру

04 июля 2006, 09:08

Госдума решила опередить Совет федерации в наделении президента правом использовать спецслужбы для борьбы с террористами за пределами России. Соответствующие поправки в закон "О Федеральной службе безопасности" будут рассмотрены на этой неделе. После их принятия глава государства сможет направлять за границу спецподразделения ФСБ без согласия Совета федерации: ведь Конституция РФ требует соответствующей санкции только в случае использования за рубежом Вооруженных сил, то есть частей Минобороны. А о других силовых ведомствах там ничего не говорится.

Вчера президиум думской фракции "Единая Россия" решил рассмотреть на заседании 7 июля пакет поправок в федеральные законы, принимаемые в связи с ратификацией конвенции Совета Европы "О предупреждении терроризма". Ключевым положением проекта является предложение наделить президента правом использовать подразделения спецназначения органов ФСБ "против находящихся за пределами РФ террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности РФ".
Этот проект был внесен группой депутатов в марте 2006 года и уже одобрен в первом чтении. Второе чтение документа предполагалось провести осенью, поскольку депутаты пока не пришли к согласию по двум блокам поправок: первый предполагает ограничения для СМИ в освещении борьбы с терроризмом, а второй возрождает конфискацию имущества в отношении террористов и их пособников. Третий же блок, предусматривающий поправки в закон "О Федеральной службе безопасности", разногласий не вызвал, и именно он должен быть принят в ближайшую пятницу.
Экстренная подготовка поправок ко второму чтению, как утверждает источник Ъ во фракции единороссов, началась вчера прямо на заседании президиума. Для принятия проекта из него было решено изъять спорные фрагменты, касающиеся СМИ и конфискации имущества. И хотя речь вчера шла о принятии поправок лишь во втором чтении, к 7 июля комитет по безопасности, скорее всего, подготовит их к принятию и в третьем чтении, чтобы поправки вступили в силу уже в ближайшие две недели.
Напомним, что вопрос о порядке применения спецслужб для борьбы с терроризмом за пределами России возник после того, как президент на прошлой неделе поручил силовикам "найти и уничтожить" террористов, захвативших и затем убивших в Ираке четверых сотрудников российского посольства.
В минувшую пятницу спикер Совета федерации Сергей Миронов пообещал, что его палата на ближайшем заседании 7 июля примет постановление, которым разрешит президенту "бессрочно использовать спецслужбы за пределами РФ для противодействия международному терроризму". Но эксперты сразу обратили внимание на то, что СФ, согласно Конституции, дает президенту согласие лишь на использование за рубежом вооруженных сил, в состав которых большинство спецслужб (за исключением Главного разведывательного управления Генштаба) не входят.
В связи с этим Госдума решила выдвинуть встречную инициативу, воспользовавшись уже рассматривающейся на Охотном Ряду инициативой. От сенаторских предложений она отличается прежде всего тем, что в случае принятия думского проекта президенту для направления за границу подразделений спецслужб не потребуется заручаться согласием верхней палаты парламента – во всяком случае, в принятых в первом чтении поправках СФ вообще не упоминается. Формально такой подход Конституции не противоречит, ведь речь в ней идет лишь о вооруженных силах. И если исходить из принципа "все, что не запрещено, разрешено", то упоминания в законе о ФСБ ее полномочий по борьбе с терроризмом за рубежом вполне достаточно, чтобы грядущая "операция возмездия" стала вполне законной.

Правда, некоторые разногласия среди депутатов по поводу принятия этих поправок все же могут возникнуть. Так, глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников ("Единая Россия") заявил Ъ, что нельзя "просто разрешать президенту использовать спецслужбы за рубежом", как это записано в проекте сейчас. Нужно, по его словам, чтобы в законе были изложены "четкие критерии тех случаев", в которых президент может воспользоваться таким правом, или же дан "исчерпывающий перечень таких случаев". Но можно предположить, что в силу "революционной целесообразности" думское большинство в лице "Единой России" на такие мелочи обращать внимания не станет.

Виктор Хамраев, Коммерсантъ

Получить код страницы Версия для печати