русский | english
Политика конфиденциальности

Госдума рассмотрит законопроект "О правоохранительной службе в РФ" в рамках осенней сессии

25 июля 2007, 10:34

Ожидается, что осенью в Государственную Думу поступит и будет рассмотрен законопроект "О правоохранительной службе в РФ", заявил глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников. "Насколько мне известно, сейчас группа экспертов с участием представителей администрации президента, правительства и правоохранительных органов разрабатывает этот законопроект", - сказал Крашенинников.

Он напомнил, что примерно пару лет назад был принят и уже действует базовый федеральный закон об основах государственной службы. Поскольку этот базовый закон, отметил депутат, носит рамочный характер, то необходимо принять еще три закона "с более детальной проработкой различных правовых аспектов службы в органах власти".

"Эти три документа включают в себя законы о государственной службе, о муниципальной службе и о правоохранительной службе", - пояснил депутат в интервью "Интерфаксу". Последний, отметил Павел Крашенинников, четко регламентирует работу МВД, службы судебных приставов, ФСБ, службы наркоконтроля и др., кроме Генеральной прокуратуры РФ, деятельность которой регламентируется отдельным законом.

В Общественной палате России сообщили, что намерены организовать широкую дискуссию вокруг законопроекта "О правоохранительной службе в РФ". "Мы намерены в ближайшее время организовать и провести широкие общественные слушания по данному законопроекту, учитывая его значимость для всего общества", - заявил глава комиссии ОП РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы адвокат Анатолий Кучерена.

По его мнению, "подобный законопроект, безусловно, нужен, прежде всего, для повышения эффективности работы правоохранительной системы и усиления антикоррупционного направления". "Главная цель такого законопроекта, на мой взгляд, - создание барьера на пути коррупции в правоохранительных органах и повышение эффективности их деятельности", - отметил Кучерена.

Кроме того, считает он, "законопроект необходим, прежде всего, как мера для устранения межведомственных трений". "Когда у различных правоохранительных органов существуют свои отдельные законы, сложно говорить о координации их деятельности. Именно поэтому нужен единый закон", - сказал адвокат. Он полагает также, что "необходимо выработать четкие правила, которые позволили бы упорядочить ограничения и запреты для служащих правоохранительных органов".

Законопроект "О правоохранительной службе в РФ". Справка

Разработанный МВД РФ и обсуждаемый в правительстве законопроект "О правоохранительной службе в РФ" предполагает, что сотрудники всех силовых структур - от МВД до службы судебных приставов - будут включены в единую систему "правоохранительной службы", аналогичную военной и государственной гражданской службе, - цитирует РИА Новости одну из федеральных газет. "Реформа, по расчетам МВД, должна обойтись государству в 89 миллиардов рублей в год, и, возможно, поэтому она обсуждается неспешно", - отмечает издание, в распоряжении которого оказался законопроект. Высокопоставленный представитель в МВД подтвердил существование документа и сообщил, что по данному законопроекту была создана межведомственная группа для согласования норм проекта. "Согласование идет уже достаточно длительное время", - сказал он.

Концепция реформирования правоохранительной службы разрабатывается с 2003 года - одновременно с началом реформы госслужбы. Тогда системы воинской службы и государственной гражданской службы в России были унифицированы. "Совместимыми" у госслужащих и военнослужащих являются и принципы прохождения госслужбы, система классных чинов и спецзваний, принципы социальных гарантий, обязанностей, подчинения и так далее.
Но в восьми "силовых" ведомствах - МВД, МЧС, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), Госнаркоконтроле, Государственной фельдъегерской службе (ГФС), Федеральных таможенной и миграционной службах (ФТС и ФМС), Федеральной службе судебных приставов (ФССП) - прохождение госслужбы регламентируется разными законами, равно как и в системе прокуратуры и ФСБ России, которые проект закона не затрагивает. Проект предполагает с 2008 года создать "третью колонну" вертикали власти - правоохранительную службу.
Реформа, согласно расчетам первого замглавы МВД Александра Чекалина, должна обойтись государству в 89,4 миллиарда рублей в год. Из них дополнительное финансирование МВД составит 35,7 миллиарда рублей в год, МЧС - 23,6 миллиарда, ФМС - 6,8 миллиарда. Причем 12,8 миллиарда рублей в год должны выделить бюджеты субъектов Федерации и муниципалитеты в адрес сотрудников МВД. Самыми значимыми окажутся расходы на обеспечение правоохранителей служебным жильем и субсидии на его приобретение, сообщается в СМИ. Унификация правил службы в МВД и других органах преследует прежде всего антикоррупционные цели и повышение эффективности работы силовиков, отмечает издание.

Закон "О правоохранительной службе" рассматривается как закон прямого действия, в котором описаны принципы взаимодействия на службе, замещения должностей, ответственности служащих, применения ими насилия. Проект фиксирует невозможность несения правоохранительной службы при наличии судимости, вводит образовательные цензы. Унифицируются и спецзвания правоохранителей - по роду службы правоохранителей предлагается делить на "милицию", "полицию", "юстицию" и "правоохранительные органы". Спецзвания дублируют "вертикаль" Минобороны - от рядового до генерала. Таким образом, впервые за последние 90 лет госслужащий имеет шансы дослужиться до генерала полиции.
Ограничения и запреты, накладывающиеся на служащего правоохранительной службы, отмечается в заключениях МВД и Минздравсоцразвития на законопроект, существеннее, чем на государственной гражданской службе. Статья 16 проекта ("Запреты") распространяет на служащего те же запреты, что и закон "О государственной гражданской службе" - на госслужащего. Исключение делается для запретов, которые препятствуют оперативно-розыскной деятельности. Запрет устанавливается на забастовки, на совмещение службы с коммерческой деятельностью, на участие в управлении АО (кроме участия в собрании акционеров). Законопроектом служащему предлагается запретить отказываться от исполнения обязанностей, несущих угрозу жизни или здоровью, если это предусмотрено контрактом.
Для всех правоохранителей при поступлении на службу предлагается сделать обязательной процедуру декларации об имуществе и доходах - личных и членов семьи. В ряде случаев "антикоррупционная" дотошность авторов законопроекта выглядит очень внушительно, отмечает издание. Так, пункт 4 статьи 17 проекта запрещает использовать декларации служащих для организации сбора пожертвований в фонды партий и общественных организаций.
Проект подробно описывает формы контракта с правоохранителем, вводит институт "испытания" при поступлении на такую службу (оно может проводиться без присвоения звания на срок от трех месяцев до года). Часть должностей на правоохранительной службе (они делятся на должности "правоохранителей" и "руководителей") замещается по конкурсу. Проект вводит и понятие "должностного регламента", которым должен руководствоваться госслужащий. Кроме того, проект предполагает принесение впервые поступающим на правоохранительную службу присяги. Ведомства, согласовывавшие документ, по данным российской прессы, не имеют к нему концептуальных замечаний. Дата возможного рассмотрения проекта на заседании правительства в настоящее время неизвестна. Однако законопроект предполагает, что он начнет действовать с 1 января 2008 года.
 
Статья опубликована в газете "Газета"
Получить код страницы Версия для печати