18+

В Москве прошло третье заседание Рабочей группы российских НПО по взаимодействию с органами внутренних дел

Administratori
26/11/2009 15:08

В ноябре 2009 года Фонд «Общественный вердикт» совместно с Представительством Международной Амнистии в Российской Федерации провели очередную встречу Рабочей группы НПО по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел. На этой, уже третьей в этом году, встрече Группы центральными вопросами для обсуждения стали: разработка предложений экспертов неправительственных организаций по реформе органов внутренних дел, разработка предложений НПО в концепцию развития взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества, проблемы совершенствования механизмов ответственности сотрудников правоохранительных органов: реализация принципов эффективного расследования (представление наработок в рамках проекта "Вердикта" по имплементации решений Европейского суда по правам человека, обсуждение, выработка стратегии НПО).

img

В ноябре 2009 года Фонд «Общественный вердикт» совместно с Представительством Международной Амнистии в Российской Федерации провели очередную встречу Рабочей группы НПО по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел. На этой, уже третьей в этом году, встрече Группы центральными вопросами для обсуждения стали:

 

  • разработка предложений экспертов неправительственных организаций по реформе органов внутренних дел

 

  • разработка предложений НПО в концепцию развития взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества

 

  • проблемы совершенствования механизмов ответственности сотрудников правоохранительных органов: реализация принципов эффективного расследования (представление наработок в рамках проекта “Вердикта” по имплементации решений Европейского суда по правам человека, обсуждение, выработка стратегии НПО)

 

1.           Предложения общественности по реформированию органов внутренних дел.

Во время дискуссии участники группы поделились своим видением проблемы и обсудили первостепенные шаги по реформированию МВД, сгруппировав предложения в основных блоках:

Первый блок

  • Базовые принципы реформирования органов правопорядка;
  • Оптимизация системы органов внутренних дел и их места в правоохранительных структурах;
  • Организационные меры по недопущению коррупции, соблюдению законности и прав граждан в деятельности органов внутренних дел;
  • Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу деятельности МВД;
  • Оптимизация бюджета органов МВД и финансового обеспечения их деятельности;
  • Неотложные текущие меры по улучшению ситуации в органах внутренних дел.

Второй блок

  • Оптимизация кадровой политики в системе МВД;
  • Модернизация системы образования и переподготовки сотрудников милиции;
  • Изменение системы оценки деятельности сотрудников и подразделений милиции;

Третий блок

  • Развитие прозрачности в деятельности милиции и повышение контроля со стороны населения;
  • Организационно-технические меры по защите прав личности в деятельности органов МВД, включая меры административной и уголовной ответственности за преступления со стороны сотрудников милиции;
  • Развитие взаимодействия МВД со структурами гражданского общества.

По результатам дискуссии было решено доработать сводный документ на основе предложений ряда общественных организаций и инициативных групп (включая и предложения, выработанные ранее Рабочей группой) и продолжить усилия по продвижению этого документа в компетентные государственные органы.

 

  1. Предложения НПО в концепцию развития взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества.

На обсуждение участников Группы был представлен первый проект предложений, разработанных экспертами Фонда «Общественный вердикт». Основной акцент в этом проекте сделан на взаимодействие правозащитных НПО и структур МВД. В частности в этом документе говорится, что, учитывая специфику деятельности правозащитных организаций, основными целями взаимодействия с ними должны стать:

  • выявление тех проблем в деятельности органов внутренних дел, которые имеют наибольшее влияние на обеспечение прав и свобод граждан и вызывают у них наибольшее беспокойство;
  • поиск методов решения таких проблем;
  • обеспечение учета общественного запроса в деятельности органов внутренних дел.

Приоритетными направлениями взаимодействия между органами внутренних дел и правозащитными организациями должны стать:

  • разработка и внедрение в систему оценки органов внутренних дел элементов, связанных с учетом общественного мнения и качественных показателей;
  • разработка и внедрение механизмов участия граждан в профилактике преступности и повышения уровня общественной безопасности;
  • информирование граждан о работе органов внутренних дел;
  • организация и осуществление общественной экспертизы нормативных актов Министерства внутренних дел с точки зрения их вклада в обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;
  • совершенствование работы по обучению и подготовке сотрудников органов внутренних дел;
  • выявление и профилактика нарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел;
  • повышение уровня защиты прав сотрудников органов внутренних дел.

 

Формы взаимодействия органов внутренних дел с правозащитными организациями могут быть следующие:

1.    Создание площадок для ведения диалога между органами внутренних дел и правозащитными организациями;

2.    Обеспечение участия правозащитных организаций в совершенствовании работы по обучению и подготовке сотрудников органов внутренних дел;

3.    Организация взаимодействия по выявлению и профилактике нарушений среди сотрудников правоохранительных органов;

4.    Организация общественной экспертизы нормативных актов Министерства внутренних дел с точки зрения их вклада в обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

В ходе обсуждения был выдвинуто много новых важных предложений, после доработки документа предполагается в дальнейшем его продвижение в структуры МВД через Академию управления МВД, Общественный совет при МВД.

  1. Обсуждение проблемы неэффективного расследования должностных преступлений в РФ, совершенствования механизмов ответственности сотрудников правоохранительных органов, роли и возможностей участия НПО в этом процессе. Дискуссия по данному вопросу проходила через призму постановлений Европейского суда по правам человека в отношении РФ, в которых были зафиксированы нарушения принципов эффективного расследования по делам о смерти, исчезновениям, сообщениям о пытках и жестоком обращении. В рамках обсуждения были представлены несколько аналитических наработок Фонда «Общественный вердикт» в рамках его проекта «Содействие НПО и академического сообщества защите прав и свобод человека и гражданина посредством повышения эффективности исполнения решений ЕСПЧ». В частности:

 

Все документы имеют в настоящий момент статус «рабочие документы». После обсуждения 12-13 ноября с учетом высказанных предложений принято решение об их дальнейшей доработке, а также дополнении мини-анализом по нескольким наиболее острым с точки зрения участников дискуссии причинам проблемы неэффективного расследования в России.

***

Краткая справка о рабочей группе НПО по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел

История создания

Идея создания Коалиции (рабочей группы) НПО по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел возникла осенью 2008 года после обсуждений на секции «возможные стратегии правозащитных организаций по проблеме противодействия произволу правоохранительных органов», прошедшей в рамках конференции «Стратегии правозащитного сообщества: новые вызовы, новые возможности», организованной Центром развития демократии и прав человека 26-27 сентября 2008 года. Инициаторами создания Коалиции выступили Фонд «Общественный вердикт» и московская секция Международной Амнистии.

Состав Коалиции

Институт прав человека,

Коми правозащитная комиссия «Мемориал»,

Красноярский комитет по защите прав человека,

МОО «Комитет против пыток»,

Московская секция Международной Амнистии,

Пермский центр гражданского образования,

Пермский центр против насилия и торговли людьми,

РОО «Человек и закон» (Йошкар-Ола),

Союз «Женщина Дона» (Новочеркасск),

Фонд «Общественный вердикт»

Порядок и принципы работы Коалиции

Участники Коалиции - представители неправительственных организаций, работающих в сфере права человека и правоохранительные органы. Участники Коалиции имеют равные права и обязанности в рамках Коалиции. Участие в Коалиции добровольное, основано на заинтересованности и активной вовлеченности участии каждого участника Коалиции в решение поставленных задач.

Участники Коалиции регулярно встречаются и ведут постоянное электронное обсуждение по вопросам развития эффективного взаимодействия с органами внутренних дел, стратегии участия НПО в стимулировании реформирования МВД, а также выработки рекомендаций по реформированию МВД.

В 2009 году состоялось три встречи участников коалиции (5-8 февраля, 2-4 июня и 12-13 ноября). Каждая встреча проходит в режиме рабочего обсуждения проблем в сфере права человека и правоохранительные органы и выработки стратегий дельнейших действий НПО, направленных на решение обсужденных проблем.

Разработанные Коалицией документы становятся предметом публичного обсуждения. Участники Коалиции между собой распределяют ответственности по исполнению мероприятий и задач, принятых во время встреч, ведут регулярный обмен новостями в электронном режиме, что позволяет при необходимости оперативно корректировать выполнение поставленных задач.

Более подробно про историю создания, идею и подходы в работе Коалиции можно прочитать в статье А. Новиковой «Правозащитные конструкторы «Лего» (От разнообразия мнений к разнообразию возможностей и консолидации усилий)» (Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Общественный вердикт», 2009 # 1 (7), стр. 11-15

актуальное по теме
подписаться на рассылку