русский | english
Политика конфиденциальности

Генпрокурор, руководитель Следственного комитета и Министр внутренних дел ответят, как выполняются постановления Евросуда о пытках в российской милиции

15 апреля 2010, 11:10

Восемь российских правозащитных организаций направили запрос на имя Генерального прокурора РФ, руководителя Следственного комитета при прокуратуре и министра внутренних дел РФ. В своем обращении правозащитники просят ответить на вопрос, какие меры приняты правоохранительными ведомствами для выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека по делам о пытках в российской милиции.

Постановления Европейского Суда являются обязательными для исполнения. Страны, проигравшие дела в Евросуде, должны отчитываться перед Комитетом Министров Совета Европы о том, как они исполняют вынесенные в отношении страны постановления. Такой порядок следует из статей 1 и 46 Европейской Конвенции о защите прав человека, Федерального закона N 54 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» и правила 6 Регламента Комитета министров Совета Европы по надзору за исполнением постановлений Европейского Суда по правам человека.

Авторы обращения подчеркивают, что с 2005 по 2010 гг. Европейским Судом по правам человека было вынесено 15 постановлений, в которых установлены факты пыток и бесчеловечного обращения с заявителями со стороны сотрудников милиции вместе с отсутствием эффективного расследования данных инцидентов компетентными органами РФ. Кроме того, в этот же период времени было принято еще два постановления, в одном из которых Европейский Суд установил только факт пыток, а в другом - признал, что эффективное расследование жалоб заявителей на насилие со стороны сотрудников милиции отсутствовало. Это повлекло признание ответственности России за грубые нарушения статей 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Рассмотренные ЕСПЧ дела о пытках в милиции сильно похожи друг на друга. Типичный сюжет выглядит так: сотрудники милиции по тем или иным основаниям, с нарушениями или без, задерживают человека, а потом применяют к нему те или иные виды физического насилия с целью получить информацию о преступлении и лицах, его совершивших, явки с повинной, признательные показания и пр. Если человек обращается с жалобой на подобное обращение, его жалобы либо остаются без ответа, либо по ним проводится поверхностная проверка, а если возбуждается уголовное дело - его расследование может продолжаться годами. Таким образом, Россия проиграла 17 однотипных дел, а Европейский Суд указал не только на существование системной практики использования пыток сотрудниками милиции, но и на проблему, которая, является одной из основных причин устойчивости и воспроизводства этой практики в деятельности милиции. Именно отсутствие эффективного расследования обоснованных жалоб граждан на пытки и бесчеловечное обращение позволяет сотрудникам милиции считать запрет пыток, содержащийся в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и ведомственных нормативных актах, пустой декларацией, за нарушение которой не предусмотрено ответственности.

Авторы обращения, в соответствии со статьей 18 Закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", просят ответить генерального прокурора, руководителя Следственного комитета и министра внутренних дел: какие меры для исполнения указанных постановлений Евросуда были осуществлены.

 

Обращение подписали:

 

Межрегиональный Комитет против пыток (г. Нижний Новгород)

Фонд «Общественный вердикт» (г. Москва)

Красноярский комитет по защите прав человека (г. Красноярск)

Центр гражданского образования и прав человека (г. Пермь)

Союз "Женщины Дона" (г. Ростов на Дону)

РОО «Человек и Закон» (г. Йошкар-Ола)

Коми правозащитная комиссия "Мемориал" (г. Сыктывкар)

Институт прав человека (г. Москва)

 

Получить код страницы Версия для печати