18+

Нормы перевозки заключенных в автозаках смягчат

Administratori
01/12/2011 12:04

ФСИН и Минюст решили внести изменения в ведомственный акт, определяющий нормы перевозки осужденных и подследственных лиц в автозаках и тюремных вагонах. Об этом представители ведомств рассказывали в Верховном суде РФ, где рассматривается уже вторая жалоба заключенных на «пыточные условия» при доставке их в суды или колонии.

img

ФСИН и Минюст решили внести изменения в ведомственный акт, определяющий нормы перевозки осужденных и подследственных лиц в автозаках и тюремных вагонах. Об этом представители ведомств рассказывали корреспонденту «МН» в Верховном суде РФ, где рассматривается уже вторая жалоба заключенных на «пыточные условия» при доставке их в суды или колонии.

В октябре в Верховный суд обращался заключенный Евгений Раков, он жаловался на условия при перевозке в специализированных железнодорожных вагонах. По положению ведомственного акта Минюста и МВД в одной камере такого вагона площадью около 3 кв. м одновременно находится от 12 до 16 человек. «Заключенные подвергаются пыткам и бесчеловечному обращению», - утверждал заявитель, требуя такие нормы отменить. Представители Минюста и МВД доказывали в суде, что эти утверждения безосновательны, что спецвагоны и автозаки якобы не всегда заполнены и «спецконтингент» не страдает. Верховный суд не нашел противоречия действующей инструкции по перевозке заключенных другим действующим в России законодательным нормам и отказал Ракову.

Сегодня Верховный суд должен был рассмотреть аналогичный иск. Заключенные из разных колоний Константин Бабошин, Руслан Алиев и Владислав Газукин также потребовали признать незаконными отдельные положения инструкции по конвоированию, утвержденной Минюстом и МВД.

«Всех их конвоировали из колонии в колонию в автозаках и спецвагонах. Внутри автозака, его сделали на базе грузовика ГАЗ-3307 с кузовом «фургон», три камеры. Две площадью около 3 кв. м - в них перевозят до десяти заключенных. Третья, одноместная, площадью около 0,4-0,5 кв. м, называется «стакан». На самом деле в «стаканах» постоянно возят по два человека, а в целом в автозак могут запихнуть несколько десятков человек. Живые люди - не груз! Это унизительные, противозаконные условия!» - сказал корреспонденту «МН» юрист фонда «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, представитель истцов.

Кстати говоря, в борьбе с автозаками Эрнест Мезак дошел до Европейского суда по правам человека - в этом году он подал туда жалобу в интересах россиянки Натальи Костроминой. Женщину, страдающую диабетом и полнотой, более 20 дней везли из колонии Кинешмы в Сыктывкар в «стакане» вместе еще с одной заключенной. Сотрудники УФСИН по Ярославской области в своем ответе на жалобу сообщили Страсбургу, что «на каждую осужденную приходилось 0,245 кв. м площади, а необходимая минимальная площадь для одного стоящего пассажира, перевозимого транспортным средством, составляет 0,125 кв. м». По логике представителей ведомства, в этот «стакан» можно было бы вполне запихнуть еще двух заключенных.

В своей жалобе заключенные Бабошин, Алиев и Газукин ссылаются на уже имеющиеся знаковые решения Европейского суда. ЕСПЧ, рассмотрев в 2005 году дело «Худоеров против России», а 2008 году «Гулиев против России», признал, что камеры площадью 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв. м непригодны для перевозки заключенного «независимо от времени нахождения автомобиля в пути». Россией подписан и Международный пакт о гражданских и политических правах, и Европейская конвенция по правам человека, согласно которым «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию». А ООН давно приняты минимальные стандартные правила обращения с заключенными, в которых говорится, что перевозка зэков «в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях» запрещена. Тем не менее наша страна до сих пор руководствуется правилами, сформулированными еще при Советском Союзе. Об этом заключенные сообщали в своей жалобе.

«Мы в отличие от Ракова не просим Верховный суд самостоятельно оценивать нормативы инструкции, этот вопрос уже разрешен Евросудом по жалобам «Худоеров против России» и «Гулиев против России», - пояснил «МН» Эрнест Мезак. - Страсбург признал наши российские нормы бесчеловечными и не отвечающими ст. 3 Конвенции о правах человека. Это, кстати, отмечал и Европейский комитет по предупреждению пыток еще в 2001 году, когда его представители посещали литовские тюрьмы (в Литве и на Украине действуют такие же нормы, что и у нас). Комитет подчеркнул тогда, что в малой камере вагона должно перевозиться не более трех человек, а в большой - не более шести человек. Таким образом, мы в жалобе говорим не просто о том, что инструкция МВД и Минюста нарушает конвенцию, а о том, что наши ведомства не выполнили до сих пор решений Евросуда - они фактически должны были изменить инструкцию. И мы требуем от Верховного суда обеспечить исполнение этих ключевых решений Страсбурга посредством отмены инструкции».

Рассмотрение жалобы подзащитных Мезака Верховный суд отложил на январь: как выяснилось, Раков, получив отказ, обжаловал его в кассации, и нужно сначала дождаться вступления в законную силу решения по его жалобе. Тем временем, как рассказали представители ФСИН и Минюста корреспонденту «МН» в Верховном суде, ведомства, похоже, прислушавшись к позиции заключенных и поддерживающих их правозащитников, которые уже очень давно возмущаются нормами перевозки осужденных, считая их «пыточными», решили по собственной инициативе несколько изменить их.

ФСИН предложила внести изменение во 2-й абзац инструкции. Из него будет убрано предложение «При конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецвагоне не более четырех часов допускается посадка в большие камеры до 16 человек и в малые до шести человек». Тем самым, пояснил корреспонденту «МН» представитель Минюста Павел Михайлов, норма размещения в железнодорожных вагонах будет несколько смягчена. Теперь надо будет руководствоваться уже предложением, сформулированным в 1-м абзаце инструкции, - в нем сказано, что при перевозке более четырех часов допускается перевозить до 12 человек в большой камере вагона и до пяти в малой. То есть эта норма будет действовать при перевозке любой длительности. «Кроме того, должностные инструкции предписывают, что в ночное время в камерах вагонов должно перевозиться не больше семи человек, каждый должен быть обеспечен постельным бельем и сном не менее восьми часов подряд», - отметил Михайлов. По словам представителя ведомства, таким образом соблюдаются международные нормы, а права заключенных не нарушаются. Проект новой инструкции, подготовленный ФСИН, направлен в Минюст на согласование. В следующем году смягченная норма уже будет действовать.
Нормы же перевозки в автозаках в ведомствах менять не хотят, считая их вполне человеческими. «Кстати говоря, Европейский суд по правам человека вовсе не говорил о нарушении этим документом прав перевозимых осужденных или о пыточных условиях, - считает Павел Михайлов. - Страсбург в своих решениях говорил о другом - о незаконных нарушениях лимитов, установленных в инструкции. Сами лимиты Евросуд не оспорил. А вот то, что людей в нарушение приказа сажают в вагоны и автозаки больше положенного, является действительно незаконным».

Марина Лепина, “Московские новости”

актуальное по теме
подписаться на рассылку