русский | english
Политика конфиденциальности

Геннадий Спирин о деятельности Правового департамента МВД России

14 декабря 2005, 08:19

Интервью заместителя начальника Правового департамента МВД России полковника милиции Геннадия Спирина газете «Щит и меч»
В редакционной почте встречаются письма, когда читатели жалуются, что, обратившись в правовую службу ГУВД или УВД, получают ответ: дескать, не наше это дело консультировать рядовых сотрудников.
- Информируйте нас о каждом случае подобного рода. Меры обязательно примем. Мы рассматриваем правовое консультирование и правовую пропаганду как одно из основных направлений деятельности. Поэтому такая работа будет продолжаться на всех уровнях нашей службы: в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и в горрайлинорганах. Да, вопросы бывают непростые. Порой на них нет готовых ответов. На эту работу тратится достаточно много времени. Но если мы не будем этим заниматься, ни о каком повышении правовой культуры, соблюдении законности говорить не придется.
 
Другой вопрос - эта деятельность недостаточно упорядочена. Постепенно мы планируем перейти к системе, когда каждый сотрудник, нуждающийся в правовой помощи, будет иметь возможность получить квалифицированную консультацию по месту службы в горрайлиноргане. Если же он не получает ответа или ответ его не устраивает, тогда сотрудник обращается в подразделение правового обеспечения МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, а при необходимости - и в Правовой департамент министерства. Мы обязательно ответим и, если надо, поправим позицию наших юристов на местах. К слову, в подготовке ответов на вопросы читателей вашей газеты участвуют наиболее квалифицированные специалисты всех управлений нашего департамента. При необходимости привлекаем юристов других подразделений, если вопрос входит в их компетенцию. Большое количество вопросов поступает по линии Департамента кадрового обеспечения и Финансово-экономического департамента. Часть вопросов и ответов находит свое отражение на страницах ведомственных изданий, в том числе “Экономического вестника МВД России”. Консультации по наиболее сложным и значимым вопросам мы ежемесячно обобщаем в издаваемой Правовым департаментом “Экспресс-информации” и направляем во все наши территориальные подразделения. В перспективе планируем создать специальную базу данных “Юридические консультации”, что позволит обеспечить доступ к информации всем заинтересованным лицам.
 
- Геннадий Михайлович, отвечая, казалось бы, на частный вопрос, вполне закономерно мы вышли на разговор о юридической службе в целом. Как она выглядит структурно после недавней реформы?
 
- Правовой департамент МВД России - головное правовое подразделение в системе министерства, со своей структурой и штатом специалистов. В его ведении находится и вновь созданный Центр правовой информации МВД России, занимающийся вопросами учета и систематизации нормативных правовых актов, правовым информированием и правовой пропагандой, созданием и сопровождением автоматизированных баз данных правовой информации. Правовые подразделения либо помощники по правовой работе имеются во всех подразделениях центрального аппарата министерства и непосредственно подчиненных МВД России подразделениях, главных управлениях по федеральным округам.
 
В МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации действуют отделения, отделы, управления правового обеспечения, есть соответствующие правовые подразделения (помощники по правовой работе, юрисконсульты) в линейных подразделениях органов внутренних дел на транспорте, на закрытых территориях и режимных объектах, в территориальных подразделениях тылового обеспечения, образовательных учреждениях системы министерства.
 
Общая численность юридической службы составляет более 4 тысяч человек. Хотелось бы особо отметить опережающий рост числа юристов в горрайлинорганах: за первое полугодие 2005 года - почти на 25 процентов. Это отрадная тенденция. В соответствии с указанием министра внутренних дел Российской Федерации в каждом юридическом лице системы министерства, которыми и являются горрайорганы внутренних дел, должны быть введены должности юридических консультантов. К сожалению, из-за малочисленности штатов и дефицита кадров они есть не везде. Надеюсь, постепенно мы добьемся того, чтобы юристы были в каждом горрайоргане, а его руководители и сотрудники имели возможность получать квалифицированную правовую помощь.
 
- Каким образом решают правовые вопросы в горрайорганах, где юристов вашего профиля нет?
 
- Некоторые обязанности юрисконсультов, в основном по проведению правовой экспертизы, возложены на сотрудников кадровых либо штабных подразделений; ведение систематизированного учета нормативных правовых актов - на секретариаты или общие отделы. Наиболее сложные вопросы судебной защиты интересов горрайоргана берут на себя правовые подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
 
- Людям непосвященным может показаться странным, что в подразделениях, где в основном работают юристы по образованию, появляются специальные правовые подразделения или штатные юрисконсульты.
 
- Жизнь заставляет нас специализироваться на тех или иных направлениях правоохранительной деятельности. Юристы, занимающиеся управленческой, следственной, оперативно-розыскной работой или охраной общественного порядка, не имеют возможности отслеживать все изменения в современном многообразном, сложном и нестабильном законодательстве. Специалисты правового подразделения, осуществляя правовой контроль, помогут коллегам не совершить ошибок при подготовке правового акта или принятии управленческого решения. Добиваясь укрепления законности в деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, мы должны прежде всего обеспечить законность издаваемых приказов, распоряжений, указаний. Наконец, юрисконсульт грамотно защитит интересы органа внутренних дел в суде, а такая необходимость возникает постоянно.
 
На последних сборах по повышению квалификации руководителей горрайорганов мы поинтересовались их мнением о необходимости введения штатных должностей юрисконсультов в ГРОВД. Практически все, у кого нет юрисконсультов, отметили, что такие специалисты им сейчас очень нужны.
 
- Каким образом юрист правовой службы может выразить свою точку зрения на решение начальства?
 
- Есть обязательное требование - проект нормативного правового документа или договора на окончательной стадии согласования обязательно должен пройти правовую экспертизу. Соответствующий приказ есть по центральному аппарату министерства. Аналогичное правило действует в МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации. Объемы проведения правовых экспертиз различаются. Мы считаем, что в горрайлинорганах надо проводить правовую экспертизу как всех приказов по основной деятельности, независимо от того, содержат они нормативные предписания или носят распорядительный характер, так и по личному составу. В большинстве случаев это и делается на практике. В МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации ситуация несколько иная. Обязательной правовой экспертизе подлежат приказы нормативного характера, приказы по личному составу - об увольнении по отрицательным мотивам и о наложении дисциплинарных взысканий.
 
При инспектировании подразделений системы МВД России сотрудники нашего департамента обращают особое внимание на то, проводилась ли правовая экспертиза приказа, отмененного впоследствии по представлению прокурора или по решению суда, и это самым непосредственным образом влияет на оценку организации правовой работы в целом.
 
- Судя по задачам, которые приходится решать специалистам юридической службы, к ним должны предъявляться повышенные требования. Но и квалифицированные специалисты имеют право выбирать более престижную и хорошо оплачиваемую должность. Удается ли совместить интересы службы с требованиями к кандидатам на работу в ней?
 
- Только отчасти. Повышенные требования к юристам определяются их положением при подготовке решений. Проект приказа должен представляться на подпись руководителю после визы юриста - за ним последнее слово в вопросе о его законности. Чтобы подобрать и удержать квалифицированного специалиста, введена надбавка к должностному окладу юрисконсульта. Это неплохая стимулирующая мера, которая способствует привлечению юристов в службу. В этом смысле проблема решается. Но у нее есть и другая сторона: где найти таких специалистов? Отбираем из числа сотрудников и военнослужащих, имеющих не только юридическое образование, но и склонность к работе с правом, прошедших определенную школу, знающих специфику деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В основном это сотрудники следственных и штабных подразделений, кадровых аппаратов. Принимаем и выпускников университетов, академий, научно-исследовательских институтов МВД России. Они получили самые современные знания в области права. При желании работать в правовых подразделениях такие специалисты быстро приобретают необходимую квалификацию. Но в этом заключается и определенное противоречие, так как высококвалифицированные юристы с разносторонним опытом востребованы экономикой и имеют возможность получить работу с более высоким уровнем оплаты, чем в органах внутренних дел и внутренних войсках.
 
Тем не менее у нас достаточно людей, отработавших в правовых подразделениях много лет, активно занимающихся воспитанием молодых специалистов. В основном это руководители правовых подразделений и их заместители. Наш золотой фонд - Петр Яцентюк, начальник Управления правового обеспечения Московской области, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. Это Елена Вельчева - начальник Управления правового обеспечения ГУВД Ставропольского края, Людмила Мухина - начальник отдела правового обеспечения ГУВД Краснодарского края, Василя Ахмеджанова - начальник отделения правового обеспечения ГУВД Новосибирской области, Татьяна Левинова - начальник отдела правового обеспечения УВД Ярославской области, кандидат юридических наук. Хотел бы отметить и Наталью Нестерову - помощника по правовой работе начальника Главного управления МВД России по Южному федеральному округу.
 
- Если судить по названиям правовых подразделений в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, там царит огромное разнообразие их организационных форм.
 
- Действительно, упорядочить организационно-штатную ситуацию необходимо. В основном в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации созданы отделы правового обеспечения численностью от 8 до 15 юристов. В ряде крупных подразделений, таких как ГУВД Москвы, Московской области и Ставропольского края, действуют управления. Но определенных нормативов численности юристов пока не выработано. В результате при примерно одинаковой численности аппарата в ГУВД Ставропольского края имеется Управление правового обеспечения штатной численностью 25 единиц, а в ГУВД Новосибирской области - отделение правового обеспечения штатной численностью 4 единицы. Кстати, это единственное в стране отделение правового обеспечения в составе Главного управления внутренних дел. Мы обращались к руководителям главка с предложениями рассмотреть вопрос о создании отдела, но решения пока нет.
 
- Видимо, у сибиряков настолько квалифицированные следователи, дознаватели и сыщики, что в дополнительной правовой помощи они не нуждаются?
 
- Практика показывает: там, где правовые подразделения не укреплены, рано или поздно возникают проблемы в вопросах судебной защиты интересов органов внутренних дел.
 
- Вы уже не раз говорили об этой функции правовых подразделений, в чем она заключается?
 
- Речь идет об одной из основных задач правовых подразделений, на выполнение которой тратится большая часть времени юристов среднего и низового уровней системы органов внутренних дел. Условно эта работа делится на три направления. Во-первых, в случаях, предусмотренных законом или договором, принимаются меры по досудебному урегулированию возникших разногласий. При этом наши усилия направляются на то, чтобы уменьшить непроизводительные потери средств. Анализ основных результатов правовой работы, проведенный Правовым департаментом по итогам полугодия 2005 года, показывает, что в целом по системе министерства количество разрешенных исков в претензионном порядке возросло на 64,7 процента, а их сумма превысила 800 миллионов рублей. Практика показывает, что в тех подразделениях, где эта работа проводится юристами активно, меньше потерь.
 
Второе направление - судебная защита интересов органов внутренних дел. Только за полугодие к органам внутренних дел и внутренним войскам было предъявлено более 48 тысяч исков. К сожалению, тенденция роста количества предъявляемых исков продолжается давно, хотя в последние год-полтора темпы прироста значительно снизились. Увеличение количества предъявляемых судебных исков вызвано изменениями в нашей жизни, когда выяснение отношений в судебном порядке становится нормальной, цивилизованной практикой разрешения споров. Раньше все мы могли обращаться с жалобами в основном по инстанции, сейчас граждане и организации активно используют возможность обращаться непосредственно в суд, если считают, что их права нарушены. В этой ситуации, повторюсь, мы ориентируем свои подразделения на принятие мер по досудебному урегулированию спора, а если это не удалось, - к защите интересов подразделения в суде. Около 26 тысяч исков удовлетворено судами в истекшем полугодии, из них более 8 тысяч только к МВД Республики Ингушетия.
 
И третье направление - предъявление нами исков в суд к гражданам и организациям, причинившим своими действиями ущерб органам внутренних дел и внутренним войскам. Такая работа активно проводится правовыми подразделениями, свыше 11 тысяч исков было предъявлено и около 96 процентов из них выиграно. Есть подразделения, которые в судах выиграли значительно больше сумм, чем проиграли, в их числе МВД Республики Башкортостан, ГУВД Москвы и Ставропольского края, УВД Ярославской области.
 
- Судя по редакционной почте, сотрудники органов внутренних дел не решаются отстаивать в судах свои права. Зато активно оспаривают законность действий сотрудников органов внутренних дел рядовые граждане.
 
- В отношении сотрудников органов внутренних дел цифры говорят о другом. Я уже упоминал иски к МВД Республики Ингушетия. Так вот предъявлены они сотрудниками, выполнявшими задачи во время осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. Примерно 23 процента от общего числа предъявленных исков составляют иски участников контртеррористических операций. Их стало меньше после выхода постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористической операции и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации”. Сложная проблема и много лет тянется. Раньше это было связано с несовершенством законодательства, сейчас во многом со сложившейся практикой рассмотрения исков в судах. Мы несколько раз ее анализировали, направляли обзоры, обсуждали с работниками судов. Обратились с предложением провести Пленум Верховного Суда Российской Федерации, посвященный этой проблеме. Надеемся, наше предложение будет реализовано.
 
Что касается исков граждан, оспаривающих законность действий сотрудников органов внутренних дел, то здесь вы совершенно правы. Должен сказать, что этой категории исков только за первое полугодие стало на 38 процентов больше, и тенденция стабильна уже несколько лет. В настоящее время любое наше решение может стать предметом судебного рассмотрения, что, к слову, лучше всего объясняет, зачем нужны специализированные правовые подразделения.
 
- Два года назад на всероссийском совещании руководителей правовых подразделений министерства многие с тревогой ждали начала процесса по утверждению новых положений об органах внутренних дел.
 
- В настоящее время утверждение новых положений о МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации подходит к концу. Он существенно ускорился после государственной регистрации приказа МВД России от 15 сентября 2003 г. № 730 “Об утверждении Типового положения о МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации”. Только в шести регионах пока нет современных положений, а это означает, что формально к числу функций этих органов внутренних дел по-прежнему относится исполнение наказаний, давно переданное Минюсту России, или осуществление государственного пожарного надзора, чем реально занимается МЧС России.
 
Но наши руководители были правы, когда тревожились по поводу утверждения положений, потому что прекрасно понимают, что статус органов внутренних дел двойственный. В их структуру входят как подразделения криминальной милиции, финансируемые из федерального бюджета, так и подразделения милиции общественной безопасности, финансируемые из бюджета субъекта Российской Федерации. В итоге МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации не являются ни территориальными органами министерства, ни органами исполнительной власти субъектов России. Это сказалось на сроках согласования проектов положений в регионах.
 
- Огромный пласт работы Правового департамента посвящен законотворческой работе. Как участвуют в ней ваши коллеги на местах?
 
- Этой проблеме было посвящено оперативное совещание при министре внутренних дел Российской Федерации, состоявшееся в июне 2005 года, на котором были определены меры по активизации нормотворческой работы, в том числе на местах. Действительно, есть факты, когда наш потенциал используется недостаточно эффективно. С одной стороны, нормотворческая работа в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации стала активнее, об этом говорят статистические данные, и многие подразделения продуктивно участвовали в региональном нормотворчестве.
 
Тем не менее определенная недооценка важности этого направления правовой работы еще сохраняется. В первом полугодии законодательными органами 18 регионов России было внесено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 26 проектов федеральных законов, касающихся сферы внутренних дел. К сожалению, по большинству из них были даны отрицательные отзывы, как не отвечающим задачам усиления борьбы с преступностью и повышению уровня социальной защиты сотрудников. В итоге законодатели приняли только три федеральных закона. Один из них, по инициативе Законодательного собрания Омской области, - Федеральный закон от 7 марта 2005 г.
 
№ 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”. Кроме того, по предложению государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа внесены изменения в статью 12.7 КоАП РФ (в части увеличения размера штрафа при управлении транспортным средством водителем, не имеющим на это права), по инициативе законодательного собрания Тверской области усилена административная ответственность за нарушения правил лесопользования, незаконной порубки, повреждения либо выкатывания деревьев, кустарников или лиан.
 
Резервы повышения эффективности нормотворческой работы заложены в организации тесного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, непосредственном участии в этой работе руководителей органов внутренних дел на местах. Тогда законодательные инициативы будут отражать действительные потребности практики. И опыт такого рода взаимодействия в ряде субъектов Российской Федерации накоплен. По инициативе МВД, ГУВД, УВД принимаются комплексные программы по усилению борьбы с преступностью, законы и постановления, касающиеся социальной защиты сотрудников. Мы обобщаем эту практику и направляем информацию на места, чтобы наши сотрудники, используя опыт других регионов, инициировали принятие аналогичных решений.
 
Одновременно считаем необходимым тесно увязать планы основных организационных мероприятий подразделений с планами нормотворческой работы органов власти регионов. В приказе МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 “Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации” предусматривается составление перечня нормативных актов, подлежащих разработке и сопровождению. Его основу должны составить не только законотворческие планы представительных органов власти субъектов Российской Федерации, но и анализ имеющихся недостатков, коллизий, пробелов в нормативно-правовом регулировании деятельности органа внутренних дел.
 
- Вы как-то вскользь коснулись проблемы взаимодействия руководителя того или иного органа внутренних дел и его правового подразделения.
 
- На самом деле это главнейший вопрос. Руководитель органа внутренних дел несет ответственность за организацию правовой работы в подразделении. Его помощником в этом процессе является правовое подразделение. В большинстве министерств, главных управлениях и управлениях руководителями уделяется необходимое внимание этому направлению деятельности, вопросы правовой работы регулярно выносятся на обсуждение коллегий и оперативных совещаний, повышается уровень технической оснащенности правовых подразделений и их кадровое обеспечение.
 
Если руководитель прислушивается к рекомендациям своих юридических консультантов и учитывает их при принятии управленческих решений, то это высокая гарантия того, что они будут законными. Это накладывает огромную ответственность и на юриста - за совет, за качество правовой экспертизы, за визу на документе, представляемом на подпись руководителю. В конечном счете все определяет квалификация юристов и организация правовой работы в подразделении. Чем они выше, тем выше уровень правовой культуры сотрудников, законности в их деятельности, соответственно уменьшается необходимость выступать в качестве защитника в суде.
 
Примеры высокого уровня организации правовой работы есть, это показали последние инспектирования ГУВД Краснодарского края, Московской области, и мы стремимся распространить этот опыт на все подразделения системы министерства. На решение этой задачи направлена и работа по подготовке проекта наставления по организации правовой работы, проводимая Правовым департаментом при участии ряда территориальных подразделений правового обеспечения.
ИНтервью опубликовано на официальном сайте МВД.
Получить код страницы Версия для печати