русский | english

Интервью Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева

05 марта 2007, 10:04

Процесс создания Союзного государства был и остается одной из самых актуальных тем политических дискуссий. Сегодня все понимают, что у белорусско-российской интеграции есть не только сторонники, но и те, кто ставит под сомнение перспективы союзных отношений Беларуси и России. Поэтому споры о судьбе Союзного государства не затихают. Однако в этих дискуссиях нельзя игнорировать очевидный факт - интеграция Беларуси и России уже стала реальностью. Одним из подтверждений этого является тесное сотрудничество и взаимодействие между нашими странами в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов граждан.
О работе МВД РФ в прошедшем году, взаимодействии милиции России и Беларуси рассказывает глава министерства внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев.
 
 
- Рашид Гумарович, прошло 15 лет с того времени, когда России перешла на принципиально новый путь развития, что привело к коренной ломке социально-политического уклада жизни всех сфер жизни народа, государства в целом. Эти процессы не могли обойти стороной и МВД. Какие наиболее важные, на Ваш  взгляд, изменения произошли на протяжении этих лет в органах внутренних дел?
 
- Вы правы, пятнадцать лет назад мы жили в другой стране, с другой правоохранительной системой. Вместе со страной кардинальные изменения претерпели и органы правопорядка. В этом процессе я бы выделил несколько составляющих.
 
Во-первых, во главу угла поставлена защита прав и законных интересов граждан.
 
Во-вторых, изменились функции, возложенные государством на органы внутренних дел. Из сферы ответственности МВД ушли такие направления деятельности, как исполнение наказаний, обеспечение противопожарной безопасности. Создано самостоятельное федеральное ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Образована Федеральная миграционная служба, на которую возложена функция по реализации миграционной политики государства, учета населения, выдача паспортов и виз. В этой связи существенно поменялось и структурное построение органов внутренних дел.
 
Кроме того, за эти годы видоизменилась и сама преступность: она стала более организованной, появились ее новые виды.
 
Для адекватной реакции на эти изменения существенно перестраивалась и система Министерства внутренних дел РФ. Были созданы специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, в сфере высоких технологий, отряды милиции особого и специального назначения. МВД России старается идти в ногу с прогрессом - в деятельность органов внутренних дел активно внедряются новые формы и методы работы, современные технологии. Сегодня в нашем штате есть аналитики, психологи, опытные специалисты аудита, программисты, компьютерные технологи.
 
Хочу отметить еще одно коренное отличие современного МВД России от МВД начала 90-х годов прошлого века: если раньше граждане почти ничего не знали о работе милиции, а информацию брали в основном из художественных фильмов и книг, то сейчас МВД России,  по оценкам независимых экспертов, является  одним из самых открытых для общества ведомств.
 
На протяжении последних трех-четырех лет мы последовательно осуществляем комплекс мер по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел, улучшению работы с населением, повышению уровня доверия граждан к милиции, активно сотрудничаем со СМИ, правозащитными и религиозными организациями. О том, что в этих областях уже достигнуты реальные результаты, свидетельствует, на наш взгляд, устойчивый рост числа обращений граждан в дежурные части ОВД с заявлениями о совершенных в отношении них преступных посягательствах.
 
Так,  в 2004-2005 годах количество таких заявлений увеличивалось  в среднем на 9-10%, а за 2006 год - выросло на 22%. Не остаются без реагирования факты нарушений при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о происшествиях. Они становятся предметом специального рассмотрения, в том числе и с участием аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты, правозащитных организаций. Полагаю, что прямым следствием принимаемых нами мер стало снижение числа жалоб граждан, депутатских запросов и звонков по "телефонам доверия" о неправомерных действиях сотрудников органов внутренних дел. Количество таких жалоб сократилось в 2004 г. в полтора раза, в 2005 г. еще на  5%.

- Трансформация государства сопровождалась резким ростом преступности, в том числе появлением ее новых особо опасных видов, о многих из которых страна и ее милиция раньше если и знали, то лишь теоретически. Охарактеризуйте, пожалуйста, развитие криминогенной ситуации в России за прошедшие годы, каково положение в этой сфере сегодня?
 
-  Проводить анализ криминогенной, а вернее криминальной ситуации в России за 15 лет было бы некорректно, так как в начале 90-х годов в стране действовал другой уголовный закон.
 
Новый Уголовный кодекс вступил в действие в 1997 году. Однако необходимо сразу оговориться, что и за этот период в уголовное законодательство неоднократно вносились существенные изменения.
 
Если не учитывать 2002 год, когда законодатель декриминализировал ряд статей уголовного кодекса, то весь этот период характеризовался устойчивым увеличением регистрируемой преступности. Ежегодный прирост в среднем составлял 5-7%. За последние два года общее количество зарегистрированных преступлений значительно возросло.
 
Однако, как показывает анализ, этот рост в 2005-2006 гг. не связан с реальным ухудшением криминальной ситуации, а в основном объясняется заметным прогрессом в учете преступлений. В немалой степени этому способствовали принимаемые в последние несколько лет МВД России меры по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел, в том числе при рассмотрении заявлений и сообщений о правонарушениях.
 
Кроме того, нужно еще учитывать и то, что рост преступности за эти два года произошел в первую очередь за счет значительного увеличения регистрации преступлений небольшой и средней тяжести.
 
Что же касается наиболее опасных противоправных деяний, то удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем их количестве последовательно снижается. Если в 2004 году по статистике их было 32,5%, то за 12 месяцев прошлого года она уменьшилась до 28%. Устойчиво уменьшается и количество убийств. Эта тенденция сохранилась и в 2006 году. Только с января по декабрь прошлого года их количество сократилось на 11%. В прошлом году отмечена также тенденция снижения числа  фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 11,1%, разбоев - 6,1%.
 
МВД России понимает, что эти позитивные тенденции не означают, что криминальная ситуация в стране близка к приемлемой. На фоне стабилизации показателей преступности против личности существенно растет регистрация преступлений против собственности. Так, быстрыми темпами растет количество краж - в 2005 г. на 23,2%, в 2006 г. на 6,6%, мошенничеств в 2005 г. - на 42,4%, в 2006 г. - на 25,5%.
 
Особую тревогу вызывает уличная преступность. Если пять лет назад на улицах совершалось каждое семнадцатое из зарегистрированных преступлений, то в текущем году - уже каждое  девятое. В последние два года растет и число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
 
По нашему анализу, заметное воздействие на состояние преступности оказы­вает нерешенность многих социальных проблем. Более поло­вины лиц, совершивших преступления, не имеют постоянного источника до­хода. Каждое четвертое преступление совершается теми, кто ранее уже нарушал закон, каждое шестое - лицами, находивши­мися в состоянии алкогольного опьянения, каждое десятое - несовершеннолетними и при их соучастии. И эти показатели сохраняются практически неизменными на протяжении всего десятилетия.
 
- За эти годы произошел резкий рост экстремистских проявлений, которые нередко принимают крайнюю форму - терроризм. Правоохранительным органам удалось снизить уровень террористической опасности, однако пока еще нельзя утверждать, что это уже необратимый процесс. Что необходимо сделать, чтобы закрепить положительные тенденции?
 
- Справедливую озабоченность у всего общества вызывает рост экстремизма на национальной, религиозной и расовой почве. К сожалению, элементами экстремизма оказалась заражена часть молодых людей.  Обеспокоенность вызывает увеличение случаев физического насилия со стороны членов экстремистских группировок в отношении выходцев из других стран. Наибольшая активность по совершению преступлений экстремистской направленности отмечается в крупных мегаполисах. В прошлом же году благодаря принятым комплексным мерам удалось раскрыть 169 таких преступлений, что на 27% больше, чем в 2005 г.
 
С большим количеством пострадавших и огромным общественным резонансом связаны преступления террористического характера, с которыми Россия столкнулась в прошедший период. Самым тяжелым для России в этом отношении стал 2003 год, когда был совершен 561 террористический акт. В дальнейшем ситуацию удалось стабилизировать, последние три года количество терактов последовательно снижается. В 2004 году зафиксировано 265 случаев, 2005 г - 203, 2006 г - 112.
 
Природа терроризма такова, что это не столько уголовно-правовое, сколько идеологическое и социальное явление. Следовательно, и борьба  с ним должна быть адекватной. Поэтому главной целью противодействия терроризму является уничтожение условий для его зарождения.
 
Рассматриваемый же с позиции правоприменения, терроризм представляет собой сложно организованную преступную деятельность, нередко связанную с зарубежными идеологическими и финансовыми центрами. Но эти обстоятельства не меняют состава преступления. Поэтому организация борьбы с ним должна строиться по доказавшим свою эффективность схемам.
 
Первоочередными задачами в этой сфере являются: повышенное внимание к вербовочной работе среди участников бандформирований, тесное взаимодействие с другими правоохранительными органами, в том числе и зарубежных стран. Серьезным резервом в борьбе с терроризмом является проведение совместных спецопераций в отношении источников финансирования и идеологических центров бандформирований. Сочетание полицейских мер, активной пропаганды и контрпропаганды позволяет блокировать преступную деятельность.
 
В международном аспекте борьба с организованной преступностью и терроризмом для России должна быть выстроена в первую очередь с учетом консолидации усилий стран-участников СНГ, создания межгосударственного механизма борьбы с этими и иными криминальными проявлениями.
 
- На совещании, посвященном борьбе с преступностью и коррупцией, прошедшем в ноябре, Владимир Путин очень резко высказался по поводу чиновников, судей, сотрудников правоохранительных органов, которые используют служебное положение для личного обогащения. Этот же вопрос Вы поднимали, выступая в Госдуме, отметив, что «взятка в конверте давно ушла в историю» и деньги переводятся на счета в зарубежных банках. Как ведется борьба с этим явлением, и что необходимо сделать, чтобы противодействие коррупционерам стало эффективным?
 
- Масштабы коррупции в России представляют реальную угрозу национальной безопасности, а темпы ее распространения являются одним из наиболее опасных факторов дестабилизации социально-политической ситуации в стране и непосредственной угрозой экономике. В числе привлекаемых к ответственности коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.
 
Учитывая все это, особую важность на современном этапе приобретает необходимость скорейшего совершенствования антикоррупционного законодательства. Разрабатываются или готовятся соответствующие изменения в законы: «О противодействии коррупции», «О парламентском расследовании», «О правовом регулировании лоббистской деятельности», «О праве граждан на информацию» и др. Комплексный подход к решению этой проблемы потребует и дополнения уголовного, административного, избирательного и еще ряда иных законодательных актов.
 
В этой связи, а также исполняя решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, которое прошло в ноябре прошлого года, в Госдуму и Совет Федерации нами были направлены предложения о скорейшем принятии федерального закона о противодействии коррупции и о внесении соответствующих изменений и дополнений в нормативно-правовые акты. В Правительство РФ направлены предложения о необходимости разработки долгосрочной федеральной целевой программы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
 
Одновременно с этим МВД России принимало активное участие в проработке ряда проектов нормативных правовых актов антикоррупционного содержания. В частности, рассмотрены и согласованы проекты федеральных законов «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
 
Успешному противодействию коррупции должны способствовать и другие предложения МВД России. На законодательном уровне необходимо закрепить положение, согласно которого коррупционеры, привлеченные к уголовной ответственности, пожизненно не имели бы права занимать должности госчиновников.
 
Крайне важно и реформировать систему иммунитета официальных лиц - установить порядок возбуждения, расследования уголовных дел и привлечения к ответственности представителей высших органов власти и иных должностных лиц. Для этого, как одно из предложений, ввести процедуру парламентских расследований, как это сделано и достаточно успешно используется в Германии, во Франции, в ряде других стран.
 
Кроме того, для выявления фактов коррупции необходимо активно привлекать и общественность. Для этого нужно отработать четкий механизм защиты граждан, сообщающих о фактах коррупции, особенно в государственных органах власти, выработать программы по их защите, установить телефоны «горячей линии» для сбора и анализа подобной информации.
 
В рамках выполнения поручений Президента РФ по очищению правоохранительных органов от сотрудников, которые используют служебное положение в угоду своим корыстным интересам,  приоритетом в деятельности МВД России рассматривается обеспечение собственной безопасности и борьба с коррупцией в рядах сотрудников органов внутренних дел.
 
В министерстве данная деятельность осуществляется  в двух направлениях. Первое - проведение мероприятий, направленных на профилактику совершения сотрудниками органов внутренних дел должностных правонарушений и преступлений. Причем, главной задачей здесь является создание в среде сотрудников отношения неприятия любых форм незаконного обогащения, восприятия факта противоправных действий одного сотрудника как «пятна» для всего коллектива. Второе направление - выявление и пресечение правонарушений сотрудников милиции. В системе МВД России решение данной задачи возложено на подразделения собственной безопасности. В рамках своих полномочий они наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников органов внутренних дел.
 
МВД России последовательно проводится комплекс организационно-практических мероприятий. В частности, расширяется сфера применения полиграфа в работе с личным составом органов внутренних дел. В России, как и в правоохранительных органах ряда зарубежных стран, полиграф применяется уже на стадии отбора кадров для службы в органах внутренних дел.
 
В целях выявления фактов взяточничества со стороны сотрудников органов внутренних дел, а также недопущения последующей легализации денежных средств, получаемых незаконным путем, в МВД России вводится обязательный порядок декларирования сотрудниками и работниками системы Министерства своих доходов и расходов.
 
Кроме того, особое внимание уделяется взаимодействию с общественными организациями и объединениями граждан. Основной формой этой деятельности является проведение полных и объективных проверок представляемой ими информации.
 
- После драматических событий в Кондопоге главой государства перед органами исполнительной власти, в том числе милицией и сотрудниками Федеральной миграционной службы, была поставлена задача навести порядок на рынках. Как идет выполнение этого поручения?
 
- Министерством внутренних дел, Федеральной миграционной службой РФ и другими заинтересованными ведомствами активизирована работа по наведению порядка в рыночной торговле, противодействию незаконной миграции, пресечению этнической преступности.
 
Только за последние три месяца 2006 года в этой сфере выявлено около 500 преступлений, пресечено свыше 24 тыс. административных правонарушений, из незаконного оборота изъята продукция на сумму 130 млн. рублей. За нарушения правил пребывания иностранных граждан в России и незаконное использование иностранной рабочей силы к административной ответственности привлечены более 300 тыс. человек.
 
 
 
- В последнее время мы столкнулись с громкими заказными убийствами. Как Вы полагаете, эти преступления не связаны между собой или являются звеньями одной цепи? Если это так, то какие цели преследуют их организаторы?
 
- Сразу хотелось бы обратить внимание на то, что при совершении таких преступлений тут же формируется устойчивое общественное мнение об их политической подоплеке. В дальнейшем, в ходе расследования уголовных дел, выясняется, что мотив у большинства преступников был совершенно банальным - корысть, либо внезапно возникшие личные неприязненные отношения, и с политическими взглядами потерпевших никак не связан. Так было в случае убийства депутатов Старовойтовой и Юшенкова, директора НПО «Алмаз-Антей» Климова, репортера НТВ Зимина.
 
Анализ полученной в процессе проводимой работы информации не позволяет предположить, что это звенья одной цепи.
 
Да, личности потерпевших объединяет близость к власти и политике. Но степень этой близости и полномочий различны. Способ и орудия преступлений также отличаются.
 
Кроме того, согласно российскому законодательству, на определенном этапе следствия правоохранительные органы не вправе публично комментировать и делать какие-либо выводы по расследуемым уголовным делам. И если бы усматривалась какая-либо связь между рассматриваемыми убийствами, то Генпрокуратурой РФ они были бы объединены в одно производство.
 
Для характеристики ситуации с так называемыми заказными убийствами по стране в целом необходимо отметить, что в 2005 году окончены расследованием и квалифицированы как совершенные по найму 62 убийства. В 2006 году - 63 преступления. В прошедшем году выявлено 83 человека, совершивших убийства по найму, по сравнению с 2005 годом этот показатель вырос на 18,6%. Количество убийств, совершаемых организованными преступными группировками, в 2006 году сократилось по сравнению с 2005 годом на 24%.
 
- Одной из наиболее часто обсуждаемых в последнее время тем является сокращение количества машин со спецсигналами. Она зачастую подается как панацея от всех бед на наших дорогах. Ваше мнение по решению проблем, связанных с ситуацией на российских дорогах?
 
- Разумеется, сокращение машин со спецсигналами  в полной мере не разрешит той ситуации, которая сегодня сложилась на российских дорогах. Но такое количество транспортных средств со спецсигналами, которое было до сих пор, а было их свыше семи с половиной тысяч, существенно осложняло дорожно-транспортную обстановку, особенно в городах-мегаполисах. Сегодня их количество сокращено до 977 автомашин.
 
Однако не следует забывать, что основной акцент в Указе Президента России «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», принятом 22 сентября 2006 года, сделан на принятии неотложных мер, направленных, прежде всего на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы безопасности дорожного движения, а также на улучшение условий дорожного движения, увеличение пропускной способности улиц и дорог. Указывается там и на необходимость организации работ по строительству и обустройству достаточного количества мест для парковки транспортных средств, подземных и надземных переходов, созданию безопасных условий для пешеходов.
 
В самом деле, за последнее десятилетие парк автомототранспортных средств увеличился по стране более чем в два раза. В то же время протяженность городских улиц увеличилась всего на 4,5%. Средняя скорость движения транспорта снизилась на многих участках улично-дорожной сети почти на 40% и составляет в мегаполисах 15-30 км/ч, в крупных городах - 20-40 км/ч. В часы «пик» скорость падает до 5-10 км/ч, а в неблагоприятных погодных условиях движение на некоторых участках просто парализуется.
 
По нашим прогнозам, к 2020-2025 г.г. в российских городах ожидается уровень автомобилизации порядка 550 автомобилей на 1000 жителей. С учетом этого уже сегодня требуется пересмотреть всю стратегию развития городов с точки зрения организации движения транспорта и пешеходов. Планируется целый комплекс мер по улучшению условий движения транспорта и пешеходов в крупных городах. Именно в таких городах наблюдается наибольший удельный вес числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
 
Зарубежный опыт показывает, что решение транспортных проблем в крупных городах возможно только при комплексном подходе. В первую очередь необходимо строительство сети внеуличных скоростных магистралей, выполняющих основную транспортную работу по связи города с пригородной сетью дорог, обеспечение необходимым количеством парковочных мест, а также создание безопасных условий для пешеходов.
 
Важное значение в решении этой проблемы имеют нормативно-правовые акты, устанавливающие ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнение водителями законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования. Принятие этих законов способствовало снижению количества ДТП, совершенных пьяными водителями в 2005 году на 9,3% и в прошлом - на 13%, при этом также снизилось и число погибших. За этими цифрами стоят сотни спасенных человеческих жизней.
 
В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий установление ответственности владельцев транспортных средств в случаях выявления и документирования правонарушения с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и видеофиксации, а также водителей транспортных средств за систематическое нарушение Правил дорожного движения.
 
МВД совместно с другими федеральными органами исполнительной власти продолжает работу и по целому ряду других аспектов, связанных с реализацией Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». Напомню, цель Программы - сокращение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2012 году по сравнению с 2004 годом в 1,5 раза. Задача амбициозная, но выполнить ее необходимо.
 
- Одной из главных проблем, мешающей эффективной борьбе с преступностью, является несовершенная законодательная база. Для повышения эффективности работы милиции принятие каких законопроектов и изменений в Уголовный кодекс Вы считаете первостепенным?
 
- В последние годы процесс по совершенствованию законодательства протекает достаточно активно и МВД России принимает в нем непосредственное участие.
 
Немаловажным фактором повышения эффективности работы органов внутренних дел является совершенствование законодательства по обеспечению защиты интересов личности и общества, в сфере экономической и экологической безопасности страны.
 
Однако здесь еще остается ряд проблемных вопросов, для решения которых необходимы меры законодательного характера. К ним относится, в том числе, борьба с коррупцией, о чем мы говорили выше.
 
Несмотря на высокую общественную опасность экстремистских проявлений, в Уголовном кодексе РФ эти преступления отнесены к категории деяний средней тяжести. Это в значительной мере ограничивает возможность проведения полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, необходимого для получения доказательств причастности отдельных граждан к экстремистской деятельности. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о повышении верхнего предела уголовной ответственности за совершение такого рода преступлений.
 
Особо остро стоит вопрос о совершенствовании уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за легализацию денежных средств и имущества, полученных в результате совершения преступления. Внесение соответствующих изменений в законодательство позволит существенно повысить эффективность правоприменительной деятельности органов внутренних дел в этой сфере.
 
Не менее важна и защита природных ресурсов от преступных посягательств. В этой сфере разработано несколько законопроектов о внесении изменений в действующее уголовное законодательство, в том числе за совершение краж из нефтепроводов и  газопроводов и перевода данных деяний в категорию тяжких преступлений. Также предусмотрено дополнение Уголовного кодекса новой статьей, устанавливающей ответственность за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов.
 
Другой приоритетной задачей правоохранительных органов является защита потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции. Правонарушения в данной области приводят к вытеснению с рынка легальных производителей, что причиняет существенный экономический ущерб, дискредитирует международную репутацию России как торгового партнера.
 
- Затянувшийся процесс подготовки закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации», как считают специалисты, не способствует улучшению климата внутри милиции, стабильности в ее работе, укреплению кадров. На какой стадии находится работа над этим законопроектом?
 
- Этот законопроект разрабатывается в рамках реформы государственной службы и в его подготовке принимают участие представители различных заинтересованных государственных органов, ученые - специалисты в области государственной службы.
 
Общими усилиями проделан значительный объем работы, так как главной проблемой при его подготовке была необходимость учесть интересы целого ряда ведомств, осуществляющих правоохранительную деятельность, в том числе и МВД России.
 
Проект закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации» предусматривает единый подход к решению задач, стоящих перед правоохранительными органами страны.
 
Также в нем присутствует принципиально новый подход к переводу служащих из одного федерального органа в другой. Теперь этот процесс планируется осуществлять без увольнения с государственной службы, а это в свою очередь позволит сэкономить финансовые средства, предусматриваемые на выплаты при увольнении и сократит затраты, необходимые для первоначальной подготовки служащих. Кроме того, законопроект закрепляет создание единых норм правовой защиты и социальной поддержки служащих правоохранительной системы.
 
Принимая во внимание, что работа над законопроектом еще не закончена, более подробно останавливаться на его содержании, в том числе на предусмотренных льготах и гарантиях, пока преждевременно.
 
- СНГ отмечает 15-летний юбилей. Взаимодействие по линии МВД стран-членов СНГ является действенным и приносит реальные результаты. В чем здесь дело?
 
- Взаимодействие между МВД России и министерствами внутренних дел государств-участников СНГ осуществляется в многостороннем и двустороннем форматах, а также на приграничном уровне и охватывает практически все сферы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел стран Содружества.
 
В январе 1996 года в Таджикистане был учрежден Совет министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств. За прошедшие годы была создана основательная правовая база многостороннего сотрудничества. Подписаны и действуют порядка семидесяти правовых документов, регламентирующих контакты органов внутренних дел и полиции стран Содружества практически по всем направлениям оперативно-служебной деятельности.
 
Последнее заседание Совета министров внутренних дел СНГ состоялось в сентябре 2006 года в столице Казахстана Астане. По его итогам принят ряд решений, в частности, касающихся развития взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, проведения в 2007 году совместных антитеррористических учений спецподразделений, широкомасштабных многосторонних операций, направленных на пресечение нелегального оборота оружия, наркотиков, автотранспорта и незаконной миграции.
 
Запланировано, что в этом году очередное заседание СМВД пройдет в сентябре в Баку. Ему будет предшествовать внеочередное заседание по вопросам противодействия незаконной миграции. Оно пройдет в Москве в первом квартале текущего года.
 
Хочу отметить, что министры внутренних дел встречаются не только на заседаниях. В прошедшем ноябре на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России проведено совещание министров внутренних дел стран Содружества по вопросам антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. В его ходе был принят ряд важных решений, направленных на совершенствование правовых механизмов и методов взаимодействия правоохранительных органов в этой сфере.
 
Наиболее эффективно, как показывает практика, многостороннее сотрудничество осуществляется при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий. Так, в марте 2006 года МВД России совместно с МВД Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и Полицией Армении проведена межгосударственная широкомасштабная операция «Розыск», в ходе которой только органами внутренних дел России задержано 7787 обвиняемых, 2854 из которых находились в федеральном розыске, а 214 - в межгосударственном. Были также  разысканы 3271 человек, пропавших без вести. Аналогичная операция проходила и в октябре 2006 года. Она принесла столь же эффективные результаты.
 
- В начале осени в Гомеле на заседании Объединенной коллегии МВД Белоруссии и России Вы и Ваш белорусский коллега Владимир Наумов подчеркивали, что для правоохранительных органов двух стран «Союзное государство уже состоялось».
 
- Хочу в очередной раз подчеркнуть, что наше сотрудничество с белорусскими коллегами характеризуется наиболее тесными контактами, которые у нас налажены с правоохранительными органами в рамках СНГ. Сложились по-настоящему партнерские, основанные на взаимовыручке, отношения.
 
Основная часть совместно реализуемых МВД России и МВД Белоруссии мероприятий определяется межгосударственными программами СНГ на 2005-2007 гг. в сфере совместных мер борьбы с преступностью, с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также Программой сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006-2008 годы. Причем, это двустороннее сотрудничество активно осуществляется в практической плоскости по всем линиям деятельности. Особенно тесное взаимодействие происходит на приграничном уровне. Так, в 2006 году на территории Псковской области проведены две рабочие встречи с представителями УБЭП УВД Витебского облисполкома, в ходе которых обсуждались конкретные вопросы дальнейшего взаимодействия. Было, среди прочего, спланировано и утверждено проведение совместных мероприятий по пресечению фактов взяточничества и незаконного перемещения грузов.
 
Учитывая, что преступность носит международный характер, сотрудничество не ограничивается лишь двусторонними рамками. Летом в Гомеле прошло совместное совещание руководителей подразделений криминальной милиции министерств внутренних дел Белоруссии, Латвии, Литвы, России и Украины по вопросам приграничного сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с транснациональной организованной преступностью.
 
- Как осуществляется сотрудничество органов внутренних дел в рамках Союзного государства Белоруссии и России, каковы его конкретные результаты?
 
- Анализ уровня сотрудничества подразделений МВД России и МВД Белоруссии показывает, что в целом взаимодействие органов внутренних дел Союзного государства носит активный и наступательный характер, как на уровне министерств внутренних дел, так и на уровне УВД приграничных областей, отдельных служб и подразделений. На постоянной основе осуществляется сотрудничество подразделений по борьбе с организованной преступностью приграничных с Белоруссией Брянской, Смоленской и Псковской областей.
 
Сложившиеся тесные деловые взаимоотношения дают эффективные результаты, в том числе в сфере борьбы с наркоторговлей, экономической и организованной преступностью.
 
Подтверждением этого является активное участие  МВД России и Белоруссии в проведении двухэтапной операции «Канал-2006», которая осуществлялась в рамках ОДКБ. В результате было выявлено более 8 тыс. наркопреступлений, в том числе более 4 тыс. - по фактам сбыта наркотиков, более 400 - перевозки наркотиков. Из незаконного оборота изъято свыше 3,5 тонн наркотических средств. Раскрыто более 30 тыс. преступлений общеуголовного характера, изъято 1080 единиц огнестрельного и холодного оружия, материальных ценностей и контрабандных т
Получить код страницы Версия для печати
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Яндекс.Метрика