русский | english

"Центральными фигурами должны быть участковый, сыщик и следователь"

15 февраля 2005, 11:17

Грядущее реформирование Министерства внутренних дел России, как и других силовых ведомств, вызвало весьма острую полемику. Предлагались разные, иногда полярные варианты - от сохранения ведомства в уже существующем виде до разделения его на несколько самостоятельных федеральных структур. О том, как реорганизация МВД России прошла на деле, корреспондент ГАЗЕТЫ Александр Голубев и корреспондент "Интерфакса" Андрей Галкин попросили рассказать первого замминистра внутренних дел генерал-полковника милиции Александра Чекалина.

"Сокращение расстояния от идеи до исполнения"

- За последний год реформированы все федеральные министерства. Как реформа затронула МВД? Насколько "новое" министерство отличается от "старого"?
- Делить МВД на "новое" и "старое" и не видеть при этом преемственности в лучших качествах было бы неверно. Подчеркну главное: в целом для всей системы органов внутренних дел и внутренних войск основной задачей было и будет обеспечение безопасных условий жизни, труда и отдыха для простого человека в нашей стране. Стратегические цели почти не изменились, сменилась тактика их достижения.

В "новом" МВД оптимизирована структура центрального аппарата. Руководству министерства поставлена задача улучшить систему управления органами внутренних дел, устранить дублирование функций. Думаю, задуманное получилось. На практике это означает, в первую очередь, сокращение расстояния от идеи до ее исполнения.

- В бытовом сознании МВД давно воспринимается как неповоротливый правоохранительный монстр. Это справедливо?
- Наверное, так и было. Существовала громоздкая организационно-штатная структура, ответственность за принятие и исполнение решений нередко размывалась. Службы министерства зачастую работали автономно, по параллельной тематике, что приводило к сложности, а иногда и невозможности скоординированных действий. Реформа устранила дублирование и барьеры между направлениями оперативно-служебной деятельности и установила четкие рамки ответственности каждого самостоятельного подразделения центрального аппарата и в первую очередь их руководителей.

МВД ни от чего не отказывается

- От каких-то функций МВД пришлось отказаться?
- Нет, от исполнения обязанностей или функций, возложенных на министерство законодательством, мы не вправе отказываться. Скорее их объем был рационально перераспределен между структурными звеньями, существенно укреплены основные направления деятельности. В прежней системе МВД было около 40 структурных подразделений. В результате реорганизации упразднены 4 службы и их штабные подразделения, три главных управления и 9 управлений. В настоящее время центральный аппарат МВД состоит из 15 департаментов, Следственного комитета и Главного командования внутренних войск МВД.

- Можно ли окончательно сказать, что ВВ остаются в системе МВД или все же предполагается их выведение в самостоятельную структуру?
- Статус внутренних войск определен соответствующим федеральным законом. Нахождение их в составе Министерства внутренних дел полностью оправдывает себя на протяжении целого ряда десятилетий.

МВД на Северном Кавказе

- В Южном федеральном округе работает несколько структур, управляемых МВД: Региональный оперативный штаб (РОШ), Главное управление по округу, региональные группы. Планируется ли создать координирующий орган или объединить все эти структуры под единым руководством?
- Все эти подразделения выполняют свои функции. РОШ является координирующим органом в сфере проведения контртеррористических операций в регионе. Окружной главк помимо координации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью борется с организованной преступностью, экономическими и налоговыми преступлениями межрегионального уровня. Группы оперативного управления призваны обеспечить управление объединенными силами и средствами постоянной готовности в борьбе с терроризмом. В целом работа этих органов координируется МВД России.

Службы специального назначения

- Многократно реформировались спецподразделения МВД - ОМОН и СОБР. Каким статусом они сейчас обладают и какие задачи выполняют?
- Реформирование ОМОН и СОБР заключалось в приведении их численности и структуры в соответствие с выполняемыми задачами и объемами финансирования. СОБР были трансформированы в отряды милиции специального назначения, что наиболее правильно отражало выполняемые ими функции. В настоящее время ОМОН и ОМСН являются специальными силовыми подразделениями, соответственно, милиции общественной безопасности и криминальной милиции и находятся в федеральном подчинении. Их функции остались прежними - охрана общественного порядка и борьба с преступностью в условиях осложненной обстановки.

- А Федеральная миграционная служба?
- ФМС остается подведомственной министерству и одновременно является самостоятельным органом исполнительной власти, который объединил функции паспортно-визовой службы и подразделений по делам миграции. В сфере ее ответственности - исполнение законодательства о гражданстве и выдача документов, удостоверяющих личность, а также ведение регистрационного учета граждан. За ФМС закреплены и миграционные функции: оформление и выдача иностранным гражданам документов для въезда, проживания и временного пребывания в РФ, предупреждение и пресечение незаконной миграции, исполнение законодательства РФ по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища, а также осуществление контроля и надзора в области внешней трудовой миграции, вопросы привлечения иностранной рабочей силы и трудоустройства граждан РФ за рубежом.

- В ФМС работают гражданские лица или милиционеры?
- Две трети этой службы составят сотрудники органов внутренних дел, остальные - госслужащие. При этом сотрудники состоят в кадрах органов внутренних дел.

Быть ближе к месту событий

- Департаменты МВД носят те же названия, что и прежние главные управления - уголовного розыска, охраны общественного порядка. Не получилась ли простая смена вывески?
- Главные управления министерства были и организаторами, и исполнителями правоохранительной работы. Функции департаментов существенно отличаются, так как направлены на выработку государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Выполнение практических задач по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка, информационному, кадровому, тыловому обеспечению возложено на подразделения, непосредственно подчиненные МВД России, в том числе на региональные.

- То есть министерство становится штабом по борьбе с преступностью, устраняясь от текучки?
- Не совсем. На МВД России возложена не только выработка государственной политики, но и ее реализация. В этой связи у МВД РФ объективно остается право, обязанность и возможность в отдельных случаях самостоятельно осуществлять правоприменительные и контрольные функции. Криминальный блок центрального аппарата, например, будет обязательно задействоваться при раскрытии общественно-значимых, международных, межрегиональных и наиболее крупных и опасных преступлений. Раскрытие и расследование основного вала преступлений ложится на региональные органы. Должен сказать, что это касается тех криминальных действий, от которых чаще всего страдает наш соотечественник. В таких случаях милиция должна быть оперативна, находиться ближе к месту событий.

Меньшим числом

- Реформирование центрального аппарата МВД предусматривало сокращение численности его сотрудников. Можно ли сказать, сколько их было раньше, сколько сейчас и в каких подразделениях произошло наибольшее сокращение штата?
- К сожалению, точные сведения о численности центрального аппарата министерства по режимным соображениям я сообщить не могу. Но могу сказать, что после реорганизации центральный аппарат сократился на 22,3%. Вместе с тем отдельные направления нашей работы были усилены. В процессе реформирования за счет внутреннего перераспределения на 25-30% увеличена штатная численность департаментов криминальной милиции, милиции общественной безопасности, а тыловой блок сокращен на 28%.

- Критики реформы утверждают, что при сокращении общего числа сотрудников количество генеральских должностей не уменьшилось, а даже увеличилось. Так ли это?
- Нет, не так. Количество должностей высшего начальствующего состава, или, как вы их называете, "генеральских", сократилось. Было 127 должностей, сейчас - 111.

"Нужно финансирование, адекватное состоянию преступности"

- Много говорилось об увеличении зарплаты сотрудников центрального аппарата. Расскажите, насколько реальным оказался этот рост?
- Еще в апреле прошлого года для сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных служащих и военнослужащих центрального аппарата МВД установлены выплаты ежемесячного денежного поощрения. В среднем рост денежного довольствия составил около 70% от оклада по должности.

Кроме того, в целях компенсации отмененного права сотрудников и военнослужащих на бесплатный проезд и льгот по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц введена повышенная до 50% надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы. Для сотрудников и военнослужащих, проходящих службу в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, предельный размер надбавки увеличен даже больше.

- Предусматривается ли изменение структуры региональных подразделений МВД России и повышение зарплаты их сотрудникам? Если да, то когда?
- После принятия ряда федеральных законов потребовалось внести изменения в организационное построение, порядок финансирования и прохождения службы в системе МВД России. Над этим мы сейчас работаем. Вопрос повышения заработной платы сотрудникам будет решен в ближайшее время.

Хочу отметить еще один важный момент. До сегодняшнего дня количество зарегистрированных преступлений и общая нагрузка на подразделения никак не влияли на уровень бюджетного финансирования. В то же время на Западе уже давно действует другая схема: исходя из уровня преступности, полиции выделяется адекватное финансирование.

Мы также рассчитываем перейти на введение пропорционального принципа господдержки органов внутренних дел в зависимости от фактического состояния преступности на обслуживаемой территории.

- То есть большие возможности для работы милиция будет иметь в самых криминализированных районах?
- Мы на это рассчитываем. Кроме того, значительных вложений требует не только раскрытие уже совершенных преступлений, но и их предупреждение. Должен сказать, что за последние 15 лет практически окончательно утрачен государственный институт профилактики преступлений. Миллионы людей с ее помощью можно удержать от совершения преступлений, устранить многие причины преступности, сохранив человеческие жизни и судьбы. Мы не говорим сегодня о возврате к старым, советским методам профилактики. Жизнь ушла далеко вперед, но я точно знаю, что центральными фигурами в системе органов внутренних дел должны быть участковый уполномоченный, сыщик и следователь.

Вот эти три "столпа" и составляют систему предупреждения, пресечения и расследование преступлений. Задачи министерства - снабдить их толковыми законами, удобной и эффективной методикой, обеспечить профессиональную подготовку на уровне высшей квалификации, соответствующее материально-техническое оснащение и достойное материальное вознаграждение за их нелегкий и опасный труд.

Структура МВД
После реорганизации в центральный аппарат министерства входят следующие департаменты: административный (АД), государственной защиты имущества (ДГЗИ), кадрового обеспечения (ДКО), обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД), обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах (ДРО), обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ), обеспечения общественного порядка (ДООП), по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ), собственной безопасности (ДСБ), тыла (ДТ), уголовного розыска (ДепУР), экономической безопасности (ДЭБ), организационно-инспекторский (ОИД), правовой (ПД), финансово-экономический (ФЭД). Кроме того, структурными подразделениями министерства являются Главное командование внутренних войск МВД РФ и Следственный комитет при МВД РФ. Подведомственной МВД России является самостоятельная госструктура - Федеральная миграционная служба (ФМС).
 
Получить код страницы Версия для печати