русский | english

Кризис правоохранительной системы в России. Постановка проблемы и предложения к международным акторам

30 мая 2005, 14:24

С начала девяностых годов в России происходила масштабная реформа системы государственного управления. Этот процесс затронул и правоохранительные органы, в особенности пенитенциарную систему. Однако последовательной системной реформы правоохранительной сферы так и не произошло.
Многие принципы организации и функционирования правоохранительной системы сохранились с советских времен, несмотря на то, что они перестали соответствовать изменившейся социальной действительности. Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования правоохранительной сферы в девяностых годах привело к существенному падению профессионализма правоохранительных органов и к росту коррупции.
В настоящее время правоохранительная система часто оказывается не в состоянии обеспечить надлежащий уровень защиты населения от преступных посягательств. Одновременно правоохранительные органы сами становятся источником опасности для граждан. В этой ситуации значительная часть населения испытывает недоверие и страх по отношению к правоохранительным структурам, что само по себе является источником нестабильности.
Российские власти осознают наличие серьезных проблем в правоохранительной сфере. Неудовлетворительная работа правоохранительной системы и недовольство общества правоохранительными органами были отмечены в выступлениях Генерального Прокурора РФ и Председателя Правительства, а так же в послании Президента РФ Федеральному Собранию России. Вместе с тем, никаких конкретных мер по изменению ситуации, кроме применения уголовных санкций к допускающим нарушения милиционерам, российские власти пока не предлагают. Программа реформы МВД и прокуратуры, разработанная под руководством Дмитрия Козака, так и не была запущена. Содержание предлагаемой реформы и причины отказа от нее не публично не обсуждались.
Тем не менее, общественный запрос на реформу правоохранительных органов существует и осознается властями. С нашей точки зрения, международное сообщество может подтолкнуть российские власти к возобновлению работы над реформой. Важным шагом может стать, в частности, включение этой темы в повестку дня следующих консультаций по правам человека Россия-ЕС и в межгосударственные диалоги по вопросам прав человека и демократии. Особенно полезен в данном случае может быть опыт государств, которые достаточно недавно проводили у себя модернизацию правоохранительной системы (Англия, Франция и др.). При этом в качестве приоритетных следует рассматривать такие направления, как оптимизаций финансирования правоохранительной сферы, усовершенствование и децентрализация управления правоохранительной деятельностью, кадровая политика и подготовка персонала, налаживание связей между правоохранительными структурами и общественностью, включая внедрение механизмов общественного контроля.
Работа международных акторов с российскими властями может осуществляться в рамках программ технического содействия. При этом не менее важно, чтобы основные правительственные и частные фонды поддерживали программы неправительственных – правозащитных и экспертных – организаций, направленные на продвижение реформы, развитие общественного контроля и противодействие практикам произвола и другим негативным практикам в правоохранительной сфере.
Получить код страницы Версия для печати