русский | english
Политика конфиденциальности

Беседа о пережитых пытках и их психологических последствиях. Составление «Психотерапевтического документа».

17 августа 2007, 09:23

Текст подготовлен Д.А.Кутузовой, к.пс.н.
При подготовке использованы материалы, предоставленные Дэвидом Денборо (при поддержке и с разрешения автора)
 
Психологи, социальные работники и психотерапевты, работающие в нарративном подходе, пишут тем, кто к ним обращается, терапевтические письма, а также составляют особые психотерапевтические документы, например, сертификаты достижений и свидетельства об избавлении от проблемы; и в письмах, и в этих документах может использоваться материал истории о травматическом опыте.
Однако если свидетельства записываются только для профессионалов или для решения юридических вопросов, это меняет весь процесс проведения интервью и отклика на историю человека. Это меняет и язык документа. Существуют способы записи последствий травмы живым и убедительным образом без использования психиатрических терминов. В результате люди, не являющиеся профессионалами в сфере помощи, смогут лучше воспринять эту историю. Часто подобная форма записи делает историю более осмысленной и для самого рассказчика. Даже при составлении официальных документов можно включать слова и выражения, фактически использованные рассказчиком.
 
Цели записи свидетельств
 
Записи свидетельств пережитых пыток и насилия могут быть использованы для того, чтобы:
         поделиться с другими, попавшими в подобные ситуации
         расширить знания профессионалов о том, что знают и умеют делать люди, справляющиеся с последствиями травмирующего события
         информировать общественность о последствиях травм и насилия с целью их предотвращения в будущем
         содействовать политической и общественной активности людей
         искать формы, в которых переживания пострадавших могут быть признаны отдельными людьми и обществом
         добиться официального возмещения ущерба и восстановления справедливости.
 
Рассказ о травмирующем событии – без повторной травматизации
 
Можно создать такие условия, в которых сбор и запись свидетельств пострадавших приносит значительное облегчение человеку или сообществу, и в то же время позволяет подготовить убедительные материалы, которые можно использовать во всех целях, перечисленных выше:
1) обеспечить такой процесс сбора свидетельств и создания документов о происшедшем, который может быть понят и как политическое действие, и как вклад в психотерапевтическую работу и работу с сообществами.
2) не допустить повторной травматизации.
3) создать такой процесс проведения интервью и записи историй, который способствует исцелению.
4) получить насыщенные описания свидетельств, которые могут быть использованы для решения более широких задач. (Под «насыщенным описанием», в противовес «тонкому», в нарративном подходе понимается такое разноплановое и богатое описание, в котором человеку легко найти место для себя и для того, что ему важно в себе и в мире.)
 
 
Схема интервьюирования человека, пережившего травму
 
         Подготовить человека к интервью
Перед встречей человека можно спросить, где и как ему удобнее встретиться, узнать, хотел бы он придти с другом, родственником и/или с психотерапевтом. Если возможно, следует послать письменное приглашение с описанием цели встречи, важности сбора свидетельств и его значения для жизни других людей.
 
В случае, если интервью будет проводиться в помещении, похожем на то, в котором человека раньше допрашивали и пытали, может быть важно дать знать заранее, с кем человек будет встречаться и даже отправить им вопросы. Это позволит людям понять особенности предлагаемого интервью и его радикальное отличие от допроса.
Не менее важно сообщить, что человек может не отвечать на вопросы, на которые он не хочет давать ответ, что он в любое время может отдохнуть или вовсе закончить беседу. Людям также важно знать о том, кто еще сможет услышать/прочесть то, о чем они будут говорить, и как будет соблюдаться конфиденциальность.
На этом этапе нужно обговорить и вопрос официального согласия, если таковое потребуется, и то, каким образом будет осуществляться отслеживание влияния этой беседы на жизнь (в частности, психоэмоциональное благополучие) человека, если оно будет проводиться вообще. Исключительно важно, чтобы вся организация процесса сбора свидетельств была абсолютно прозрачна для рассказчика, и чтобы все данные ему обещания выполнялись. Взращивание ложных надежд в подобной ситуации оказывается крайне вредным.
 
         В начале беседы создать атмосферу, которая даст человеку почувствовать, что о нем заботятся
Вначале можно отметить, что свидетельства человека могут изменить жизнь других людей к лучшему: люди станут лучше осознавать, что происходит, это может помочь тем, кто проходит через подобное, и так далее.
Перед началом интервью можно сказать собеседнику, что он действительно претерпел суровые испытания, но все-таки выжил. Следует также объяснить, что процесс сбора свидетельств включает не только вопросы о последствиях пережитого, но и о том, как человек справился с этим – что он узнал, понял, чему научился и что теперь может передать другим.
Человека, который собирается рассказать о том, что с ним случилось, можно спросить, как он поймет, что не может больше говорить об этом, как он сможет сообщить об этом интервьюеру, и как следует поступать в таком случае. Здесь есть несколько вариантов: сделать небольшой перерыв, выпить чашку чая, выкурить сигарету, прогуляться, посидеть в тишине, договориться о продолжении беседы завтра, попросить совсем завершить этот разговор, и т.п. Вместе с собеседником интервьюер может заранее обсудить все трудности, которые могут возникнуть во время беседы, и договориться, что делать.
 
         Провести три этапа интервью
Четкая структура из трех этапов важна для обеспечения открытости процесса, для обеспечения признания его юристами, а также придает уверенности тем, кто только начинает заниматься сбором свидетельств.
 
1)      Первый этап – задание контекста.
«Возможно, некоторые вопросы из тех, что я вам задам сейчас, покажутся вам неожиданными. Часто люди предполагают, что надо сразу начинать рассказывать о том, что пришлось пережить. Однако это может вызвать очень сильные неприятные чувства, страдание и душевную боль. В начале беседы я задам несколько вопросов, чтобы создать безопасный контекст, своего рода опоры, за которые вы сможете держаться, если в процессе рассказа вам станет плохо и тяжело на душе.
          Скажите, что вы ожидаете от нашей беседы сегодня? К каким хорошим последствиям она могла бы привести? Почему вы решили рассказать о том, что вам довелось пережить?
         Что эти надежды и решение рассказать свою историю может поведать нам о том, что для вас ценно и дорого в жизни?
         Всегда ли эти были важно для вас? Как эти важные ценности появились в вашей жизни и какое влияние они на нее оказали?
         Кого бы не удивило ваше решение придти и предоставить свое свидетельство? Почему? Что они знают о вас такого, что могло бы объяснить, почему бы их это не удивило?
         Почему для вас важно, чтобы другие люди узнали об этом?»
 
После серьезного или множественного травматического опыта человеку трудно бывает почувствовать и сформулировать, что для него важно в жизни. Это происходит потому, что травма «разъедает» то, что для человека ценно, подвергает это угрозе, отрывает человека от этого. В результате во время беседы или интервью трудно добиться от человека рассказа о том, что ему важно. Это требует определенного искусства, искусности интервьюера.
 
2)      Часть вторая – получение сведений о жестоком обращении/насилии/пытках и их последствиях
 
         Расскажите нам о том насилии и унижении, которому вы подвергались. В каких формах это происходило? (кто, что делал, где, когда, как долго, кто присутствовал, была ли угроза жизни или угроза получить увечья)
         Испытывали ли вы сильную тревогу, страх, состояние ужаса, беспомощность? Насколько сильны были эти чувства? Были ли вы оглушены или находились в столь шоковом состоянии, что вообще ничего не могли почувствовать? На что это было похоже? Что отмечали другие люди по поводу вашей эмоциональной реакции? Как вы эмоционально реагировали после события?
 
         Что вы делали, чтобы выжить и защитить себя? Что вы делали, чтобы справиться со страхом и чувством беспомощности? Какие еще чувства вы испытывали (гнев, негодование, возмущение, обиду, чувство несправедливости)? Что вы делали, чтобы перенести боль? Что вы делали, чтобы защитить свое человеческое достоинство? Возможно, вы оказывали сопротивление, или стойко терпели происходящее? Возможно, вы обращались за поддержкой к каким-то воспоминаниям, надеждам, примерам значимых для вас людей или персонажей, к Богу? Были ли во время самой ситуации пыток у вас идеи о последующем восстановлении собственных прав? Возможно, вы делали что-то, чтобы обеспечить наличие улик, подтверждающих факт пытки?
 
Для исследования психологических последствий пережитого можно использовать полуструктурированные интервью, составленные на основе стандартных опросников оценки тяжести посттравматического стресса. Сама оценка тяжести последствий, которая может быть использована для вынесения заключения о тяжести морального вреда, и, соответственно, размере компенсации, должна проводиться профессиональным психологом, предпочтительно специализации «клиническая психология». При проведении беседы о последствиях пытки или насилия, важно задавать вопросы на извлечение «второй стороны описания» - того, как человек справляется с этими последствиями, кто или что помогает ему в этом, ради чего это делается и пр.
 
3)      Часть третья – укрепление историй о выживании/жизнестойкости
 
         В начале нашей беседы вы рассказали о том, что является для вас важным в жизни (перечислите, что говорил собеседник, используя его выражения). Как вы смогли быть в контакте с этими ценностями и надеждами, сохранить их, несмотря на жестокое обращение, которому вы подвергались?
         Были ли у вас какие-либо способы, которые помогли облегчить последствия травмы? Если да, то как вы это сделали? Были ли эти способы новыми в вашей жизни, или вы пользовались ими ранее? Как вы научились этому? Какую роль эти умения играют в вашей жизни?
         Был ли кто-то из людей, кто помог вам изменить ситуацию к лучшему? Что они сделали или сказали, что имело значение для вас? Почему это было важно?
         Если кому-то пришлось бы пережить нечто подобное тому, что пережили вы, чтобы вы могли им посоветовать? Какие истории вы рассказали бы им о том, какие шаги вы предприняли, чтобы вырвать свою жизнь из-под влияния последствий этой травмы?
 
Если человек был в заключении, в это время он использовал какие-то способы поддержания бодрости духа, помощи другим, воспоминания о прошлом, которые помогали выжить, и др. По возможности следует расспросить, каким образом человеку удавалось сохранять надежду и не сдаваться.
 
 
         Выразить признание переживаний и опыта рассказчика/ предложить отклик в конце интервью
 
Людям, которые предоставляют свидетельства, очень важно услышать значимый отклик от слушателей в конце интервью. Подобный отклик, известный также как «церемония признания», или работа с группой «внешних свидетелей», может подкрепить убеждение рассказчика в том, что переживание травмы было «не зря», и что его история стоила того, чтобы ее рассказать, и была воспринята достойно. (См. статью «Отклик на историю пострадавшего: работа с внешними свидетелями»)
 
 
         Записать рассказанную историю
 
Рассказчик должен иметь возможность прочитать записанное. Учитывая это, важно, чтобы в записи история травмы была уравновешена с историей сопротивления, выживания, исцеления. Они должны быть сбалансированы по значимости.
 
В запись истории о пережитой травме должны быть включены четыре основных аспекта:
         События, что конкретно довелось пережить человеку
         Пагубные последствия этих событий. Это могут быть последствия в жизни отдельного человека, в его представлении о том, кем он является и каков он, в его взаимоотношениях или последствия для более широкого сообщества.
         Реакция человека на травму (что это говорит читателю о надеждах, ценностях и желаниях рассказчика, о его умениях). Опыт посттравматического роста, если он имел место
         Связь надежд, ценностей и умений человека с его предпочитаемой жизненной историей (прошлым и будущим), и с его социальным и культурным окружением.
 
         Провести вторую встречу с человеком, предоставившим свидетельство пережитого
 
Как только письменный документ составлен, наступает время для второй встречи с человеком. На этой встрече ему предлагается прочитать записанную версию его рассказа и оценить, правильно ли изложена его история, не надо ли что исправить или добавить, прежде чем документ будет завершен. Тут можно спросить о том, какие впечатления остались от интервью, от прочтения документа, что можно было бы сделать, чтобы стало лучше, что человек хотел бы сказать тем, кому еще предстоит принять решение рассказывать или не рассказывать свою историю, что помогло бы им принять решение и/или подготовиться к беседе.
Завершается процесс церемонией признания и благодарностью за поступок человека. Опыт нашей работы показал, что все эти факторы создают обстановку, при которой процесс сообщения информации и ее запись положительно сказываются на состоянии человека и его возвращении к нормальной жизни.
 
         Отследить влияние данной беседы на жизнь человека и его психоэмоциональное благополучие, в частности
Отслеживание влияния происходит в той форме, которая была предварительно оговорена с рассказчиком (очная встреча, телефонный звонок и пр.)
Получить код страницы Версия для печати