Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Германии
Порядок исполнения решений ЕСПЧ, сложившийся в Германии, обусловлен спецификой государственно-правового устройства этой страны. Во-первых, Германия - это федерация, что предполагает распределение компетенции и ответственности между органами власти земель и федеральными органами. Во-вторых, это парламентская республика, в которой представительный орган власти имеет исключительные полномочия по контролю действий исполнительных органов. В-третьих, в правовой системе Германии большая роль отведена Конституционному Суду, который может проверять конституционность не только законов, но и подзаконных актов и правоприменительной практики судебных и исполнительных органов всех уровней. В-четвертых, в правовой системе страны Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) и решения ЕСПЧ имеют статус федеральных законов. Приведение национального права в соответствии со стандартами ЕСПЧ осуществляется на основе принципа верховенства Конституции, который призван не допустить снижения конституционных стандартов защиты прав и свобод граждан. Следует отметить, что органы Совета Европы признают удовлетворительным исполнение решений ЕСПЧ в Германии.
Порядок исполнения решений ЕСПЧ, сложившийся в Германии, обусловлен спецификой государственно-правового устройства этой страны. Во-первых, Германия - это федерация, что предполагает распределение компетенции и ответственности между органами власти земель и федеральными органами. Во-вторых, это парламентская республика, в которой представительный орган власти имеет исключительные полномочия по контролю действий исполнительных органов. В-третьих, в правовой системе Германии большая роль отведена Конституционному Суду, который может проверять конституционность не только законов, но и подзаконных актов и правоприменительной практики судебных и исполнительных органов всех уровней. В-четвертых, в правовой системе страны Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) и решения ЕСПЧ имеют статус федеральных законов. Приведение национального права в соответствии со стандартами ЕСПЧ осуществляется на основе принципа верховенства Конституции, который призван не допустить снижения конституционных стандартов защиты прав и свобод граждан. Следует отметить, что органы Совета Европы признают удовлетворительным исполнение решений ЕСПЧ в Германии.
Германия считает нужным исполнять не только решения ЕСПЧ, вынесенные в отношении нее самой, но также считает необходимым интегрировать в свою правовую систему решения в отношении других стран. В Германии процедуры исполнения решений Европейского Суда в значительной степени формализованы законодательными и подзаконными актами, определяющими компетенцию и порядок работы различных органов власти, хотя специального закона, в который были бы сведены все нормы, касающиеся исполнения решений ЕСПЧ, в Германии нет. Наиболее детально урегулирован вопрос выплаты компенсаций. Также есть нормы, определяющие порядок пересмотра приговоров и административных решений, если по делу было вынесено решение ЕСПЧ. Порядок пересмотра судебных решений по гражданским и иным категориям дел на настоящий момент не урегулирован.
Институционально исполнение решений ЕСПЧ обеспечивается следующим образом.
1) Задачу информирования органов власти и общества о решениях ЕСПЧ выполняет Уполномоченный по правам человека при Министерстве юстиции, который одновременно представляет Германию перед Европейским Судом. Он, в частности, отвечает за публикацию решений ЕСПЧ на немецком языке.
2) Задача выплатить компенсацию, назначенную ЕСПЧ, лежит на федеральном министерстве финансов. Если в нарушении Конвенции были полностью или частично виновны органы земель, федеральное министерство финансов может полностью или частично взыскать потраченные на выплату компенсации средства с бюджетов земель.
3) Задача реализовать меры индивидуального характера, вытекающие из решения ЕСПЧ, лежит на том органе власти, действия которого привели к нарушению прав и свобод заявителя. По желанию заявителя указанный орган власти пересматривает свои решения по данному делу (могут быть пересмотрены административные или судебные решения). Если заявитель не согласен с результатами пересмотра и считает, что они не привели к полной защите его прав и свобод, он может обратиться с жалобой в Конституционный Суд.
4) Задача реализовать меры общего характера распределяется между различными органами власти, координацию усилий которых в сфере исполнения решений ЕСПЧ осуществляет Уполномоченный по правам человека при Министерстве юстиции. Значительную нагрузку по реализации мер общего характера несут судебные органы, которым в обязанность вменено толковать и применять национальные законы в свете решений ЕСПЧ, если это не приводит к снижению уровня обеспечения прав и свобод граждан по сравнению с национальной Конституцией. Исполнительные органы власти, в частности, правительство, отвечают за разработку законопроектов и административных мер, необходимых для исполнения решений ЕСПЧ в части мер общего характера. Законодатель участвует в процессе в том случае, если во исполнение решений ЕСПЧ необходимо принятие закона.
5) Контроль выполнения решений ЕСПЧ ведут различные органы. Так, представительный орган (Бундестаг) посредством парламентских запросов и слушаний контролирует реализацию мер общего характера органами исполнительной власти. Бундестаг имеет практику обращения с запросами по поводу исполнения конкретных решений ЕСПЧ и развития системы исполнения решений ЕСПЧ в целом. Также контроль за выплатой компенсаций и реализацией мер общего характера ведет Уполномоченный по правам человека при Министерстве юстиции. Конституционный Суд контролирует исполнение индивидуальных мер: по запросу заявителей он может отменить решение нижестоящего суда или иного органа, который пересматривал дело заявителя после решения ЕСПЧ. Кроме того, Конституционный Суд контролирует реализацию мер общего характера, поскольку он обладает полномочиями по разрешению коллизий между международными нормами и национальными законами, а также может проверять правоприменительную практику, в том числе на ее соответствие конституционному принципу «дружественности международному праву».