Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) на Украине
Порядок исполнения решения ЕСПЧ на Украине формализован. В стране существует специальный закон, который определяет обязанности и порядок действий государственных органов относительно публикации решений ЕСПЧ, выплаты компенсаций, реализации индивидуальных и общих мер, вытекающих из решений ЕСПЧ. Кроме того, закон создал специальные механизмы по гармонизации национального законодательства и правоприменительной практики с практикой ЕСПЧ.
Порядок исполнения решения ЕСПЧ формализован. В стране существует специальный закон, который определяет обязанности и порядок действий государственных органов относительно публикации решений ЕСПЧ, выплаты компенсаций, реализации индивидуальных и общих мер, вытекающих из решений ЕСПЧ. Кроме того, закон создал специальные механизмы по гармонизации национального законодательства и правоприменительной практики с практикой ЕСПЧ.
Институционально процесс исполнения решений ЕСПЧ обеспечивает Уполномоченный представитель Украины в ЕСПЧ и его офис, который кроме центрального аппарата включает в себя сеть региональных представительств.
1) Функция информирования органов власти и общества о решениях ЕСПЧ возложена на Уполномоченного. Он должен обеспечить перевод и официальную публикацию решений ЕСПЧ, а также направить в судебные и иные органы власти как полный текст решения ЕСПЧ, так и краткий анализ его содержания.
2) Функция выплаты компенсации возложена на финансовые органы страны. Средства для выплат компенсации резервируются в государственном бюджете.
3) Меры индивидуального характера реализуются судебными или исполнительными органами власти в зависимости от подсудности или подведомственности конкретного дела.
4) В принятии мер общего характера участвуют различные органы власти. Уполномоченный представитель Украины в ЕСПЧ разрабатывает предложения о мерах общего характера и направляет их судебным органам и иным структурам, включая Кабинет министров страны. Кабинет министров несет ответственность за разработку и внесение в Верховную Раду законопроектов, необходимых для исполнения решений ЕСПЧ, а также за реализацию иных мер общего характера. Кроме порядка принятия мер общего характера в связи с конкретными решениями ЕСПЧ в отношении Украины, существуют специальные механизмы по приведению национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с практикой ЕСПЧ. Во-первых, закон устанавливает обязанность судов применять решения ЕСПЧ как источник права при разрешении конкретных дел. Во-вторых, Уполномоченный представитель Украины в ЕСПЧ должен вести регулярный мониторинг практики ЕСПЧ, а также мониторинг национальных законов и подзаконных актов. При выявлении расхождений, Уполномоченный должен вносить рекомендации в законодательные или иные органы власти.
5) Функцию контроля за исполнением решений ЕСПЧ выполняет Уполномоченный представитель Украины в ЕСПЧ и его аппарат, включая региональные представительства. Закон дает Уполномоченному и его аппарату право обращаться к различным органам власти с запросами о выплате компенсации, исполнении индивидуальных мер и мер общего характера. На государственные органы возложена обязанность отвечать на эти запросы. За неисполнение обязанностей по исполнению решений ЕСПЧ и не предоставление информации Уполномоченному закон предусматривает различные формы ответственности.