Уголовное наказание получили вигиланты «СтопХам»
Вигилантов из московского «СтопХама» приговорили к 6 годам лишения свободы за конфликт со спецназом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Сегодня в Бабушкинском районном суде Москвы завершился громкий процесс над участниками «СтопХама» Кириллом Буниным (бывший руководитель рейдов в Москве), Кириллом Котовым и Алексеем Горбачевским. Вигиланты провели в СИЗО полтора года. О самом конфликте мы писали здесь.
Стопхамовцам вменялась статья о применении насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК) и хулиганство, совершенное группой лиц (ч. 2 ст. 213 УК). Каждый из них получил по 6 лет лишения свободы. Именно такое наказание запрашивало гособвинение.
По версии обвинения, конфликт между вигилантами и спецназом произошел 23 июня 2022 года на Ярославском шоссе. Бунин, Котов и Горбачевский, заметив заехавший на участок автомобиль, подошли к машине, стали нецензурно ругаться, кричать и бить по кузову автомобиля. Как пишут федеральные СМИ, из автомобиля вышли двое полицейских, представились и попросили прекратить хулиганство, но обвиняемые в ответ на эти требования избили их. Утверждается, что силовики проводили в тот момент оперативно-розыскные мероприятия.
Видеоверсия, представленная стопхамовцами, показывает конфликт вигилантов с силовиками с другого ракурса. На пешеходном участке перед рестораном «Тануки» вигиланты подошли к припарковавшейся машине без отличительных полицейских знаков, затем на видео показан конфликт и драка вигилантов с двумя мужчинами в штатском, а позже — избиение самих вигилантов группой других мужчин в камуфляже, подошедших к месту конфликта.
История неоднозначная и печальная, но в очередной раз показательная. Группировки молодых и не очень людей с «активной жизненной позицией», взявших на себя полномочия правоохранительных органов, действительно могут функционировать довольно долго и успешно, в том числе применяя насилие. Но только до тех пор, пока эти группировки не перейдут грань дозволенного самими правоохранителями (ранее суд приговорил к уголовному сроку скандального воронежского вигиланта Алексея Шамардина к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы за украденные дорожные знаки).
Движение «СтопХам существует с 2010 года как один из проектов молодежного движения «Наши» (созданного администрацией президента РФ путем реорганизации «Идущих вместе», предыдущего кремлевского молодежного проекта). В 2013-ом Владимир Путин заявлял, что «СтопХам» «делает очень важное и доброе дело», а в 2013—2015 годах проект получал «президентские» гранты на общую сумму 18 млн. рублей. Сегодня в это трудно поверить, но как правило вигилантские инициативы ждет именно такой финал — переход границ дозволенного и наказание за это, в лучшем случае — самороспуск.
Полиция, начиная с середины 2000-х, когда расцвели вигилантские практики, попустительствовала всем этим разнообразным псевдо-полицейским («Лев против», «СтопХам», «Трезвая Россия» и т.д). Хотя российское законодательство давало и дает эффективные инструменты для пресечения виджилантизма. Давно стало очевидно, что реальное противодействие случится только тогда, когда жертвой вигилантов окажутся сами полицейские. Это мы и наблюдаем в деле «СтопХама». (При этом никакого дела в отношении полицейских в штатском нет, хотя их действия содержат признаки преступления. Была ли проверка и каковы ее результаты — неизвестно).