Пятый ежегодный замер Индекса запрета пыток
Рабочая группа по борьбе с пытками представляет пятый ежегодный замер Индекса запрета пыток
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Рабочая группа по борьбе с пытками Платформы «Гражданская солидарность» представляет пятый ежегодный замер Индекса запрета пыток
Рабочая группа по борьбе с пытками представляет результаты замера Индекса запрета пыток за 2023 год в семи странах региона ОБСЕ: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия и Украина. Это пятый, юбилейный замер. Представляем сводные данные, по которым видна динамика как в сторону улучшения ситуации, так и в сторону ухудшения.
В 2023 году кардинально вырос Индекс запрета пыток по Кыргызстану. В основном это случилось за счет улучшения показателей, касающихся уголовного запрета пыток и процессуальных гарантий. Продолжил расти Индекс и по Казахстану. Основной прирост по сравнению с предыдущим годом произошел из-за криминализации жестокого обращения в Уголовном кодексе страны.
Индекс по России после положительного скачка в 2022 году, вызванного криминализацией пытки в Уголовном кодексе, остался практически неизменным. Это только подтверждает прошлогодний тезис российских экспертов о том, что эффективная борьба с пытками не ограничивается введением санкции в Уголовный кодекс. Должна сопровождаться эффективными мерами по регистрации сообщений и пытках, их качественным расследованием и дальнейшим привлечением всех виновных к ответственности. Кроме того, нужны работающие меры превенции пыток, включая безупречно работающие на практике процессуальные гарантии, обеспечение сохранности и доступности в рамках расследования доказательств пыток, эффективный гражданский контроль. Никаких положительных подвижек ни в одном из этих направлений в России не было предпринято в 2023 году. Эксперты не наблюдают изменений ни в части сокращения практик применения пыток, ни в части повышения качества расследования дел о пытках.
Немного снизилось значение Индекса в Молдове и Украине. По Украине это связано с наблюдаемым впервые с 2019 года отсутствием в открытом доступе информации о количестве жалоб на пытки, что является объяснимым последствием войны. При этом важно отметить, что даже в таких чрезвычайных условиях Украина ведет работу по улучшению качества судебной статистики. Этот показатель в 2023 году украинские эксперты оценили выше, чем в предыдущем году. В Индексе по Молдове за 2023 год снизились показатели доступности информации о количестве жалоб на пытки и судебной статистики, а также снизилась оценка эффективности видеоконтроля в местах принудительного содержания.
Отрицательными лидерами продолжают оставаться Беларусь и Россия.
Пять лет наблюдения за реализаций запрета пыток в странах измерения Индекса наглядно показывают, в каких областях положительная или отрицательная динамика влияет на итоговую цифру. Уже сейчас по каждой стране можно выделить магистральные показатели, меняющие Индекс. В представленных ниже диаграммах линия суммарного Индекса жирная.
В динамике Индекса запрета пыток по Армении основную роль играли показатели, оценивающие степень эффективности государственного реагирования на пытки. В 2023 году к этим показателям добавилось улучшение ситуации с судебной статистикой.
На динамику Индекса запрета пыток в Беларуси основное влияние оказало уточнение параметров Индекса после пилотного замера в 2019 году, а далее ухудшение в 2021 году показателей, оценивающих уровень криминализации пыток в законодательстве Беларуси и степень влияния на превенцию пыток видеонаблюдения в местах принудительного содержания. Последние два года Индекс Беларуси практически неизменно низкий.
Планомерный рост Индекса запрета пыток в Казахстане обеспечивался предпринятыми мерами государственного реагирования на случаи пыток, обеспечения видеонаблюдения в местах принудительного содержания и конкретизации национальных норм, криминализирующих пытки.
В Кыргызстане рост Индекса за пять лет произошел за счет улучшения ситуации с видеонаблюдением в местах принудительного содержания и обеспечения процессуальных гарантий.
Пик Индекса запрета пыток в Молдове пришелся на 2021 год в основном за счет роста показателей, оценивающих работу государственного механизма реагирования на пытки и повышение эффективности работы видеонаблюдения на превенцию пыток. Дальше, к сожалению, эффективность государственного механизма реагирования на пытки стала снижаться. Это и внесло основной вклад в снижение Индекса в стране.
Динамика показателей Индекса по России достаточно иллюстративна. Очевидно, что единственные значимые изменения в стране в последние пять лет произошли по показателю, оценивающему уровень криминализации пыток. И именно этот показатель оказывал влияние на кривую Индекса. Как уже отмечено выше, ни в чем другом в этот период существенных изменений не произошло.
Пик Индекса по Украине пришелся на 2020 и по мнению экспертов в основном рост как и в случае с Молдовой произошел за счет уточнения ряда показателей после пилотного замера в 2019 году. Кривая Индекса показывает падение в 2022 и 2023 годах за счет ослабления эффективности государственного механизма реагирования на пытки, вызванного последствиями войны. При этом важно отметить, что все другие показатели Индекса остаются неизменно высокими.
В работе над подготовкой Индекса приняли участие члены Рабочей группы:
- Ассоциация Промо-ЛЕКС, Молдова
- Голос свободы, Кыргызстан
- Защита прав без границ, Армения
- Команда против пыток, Россия
- Международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Казахстан
- Общественное Объединение “Бир Дуйно Кыргызстан”, Кыргызстан
- Правозащитный центр “Весна”, Беларусь
- ОО “Кадiр-касиет”, Казахстан
- FREERIGHTS, Украина
- Фонд “Общественный вердикт”, Россия
Индекс запрета пыток — это уникальный инструмент оценки полноты реализации запрета пыток, разработанный Рабочей группой в 2020 году. Пилотный замер прошел в 8 странах региона ОБСЕ, основываясь на данных 2019 года. Индекс считался по каждой стране и содержал оценки государственного механизма реагирования на пытки, судебного контроля, наличия норм в национальном законодательстве, запрещающих пытки, уровня обеспечения процессуальных гарантий, работающих на превенцию пыток, работающих в стране механизмов и средств превенции пыток, степени принятия государством международных обязательств в области запрета пыток.
По итогам пилотного замера Рабочая группа провела серию обсуждений с целью уточнения параметров Индекса и обеспечения более комплексного подхода в оценке ситуации в стране. В результате, в методологию Индекса были внесены ряд изменений — уточнены и добавлены показатели, сбалансированы критерии, отражающие как нормативное регулирование, так и правоприменительную практику. Кроме того, добавлен новый раздел с оценками эффективности расследования через опросы экспертов в данной сфере (адвокатов, прокуроров, судей, следователей, правозащитников).