Добиваемся оправдания наших подзащитных в Самаре
Как суд и прокуратура в Самаре водят вокруг пальца невинно осужденных людей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
С начала этого года мы добиваемся оправдания наших подзащитных, пострадавших от полицейского произвола в Самаре.
В 2015-2017 годы местные оперативники из отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков фабриковали уголовные дела, фальсифицируя материалы оперативно-розыскной деятельности и «выбивая» нужные им показания. От преступных действий наркоборцев потерпевшими были признаны 17 человек. Все они не просто стали фигурантами «липовых» дел, но и были по ним осуждены на реальные сроки — от 4 до 10 лет.
Полицейские, участвовавшие в этой афере, были уволены из органов МВД, а в 2022 году признаны виновными в фальсификации, превышении должностных полномочий и мошенничестве. Обжаловать приговор им не удалось, в 2023 году он вступил в силу.
После этого в январе-феврале 2024 года мы добились в Самарском областном суде отмены приговоров по сфабрикованным полицейскими делам. Облслуд направил дела на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд, который в свое время выносил обвинительные приговоры по липовым делам нашим подзащитным.
И как же поступает Железнодорожный районный суд снова? Вместо того чтобы оправдать невиновных людей, он направляет дела обратно следствию на дополнительное расследование.
5 ноября такое решение суд вынес по делу Бориса Асташкина, просидевшего в колонии 4 года и 2 месяца за преступление, которое не совершал. Мы ожидаем, что такие же решения будут вынесены по делам четверых других наших подзащитных, поскольку суд в этом поддерживает и прокуратура. Она уже вышла с соответствующими ходатайствами.
Мы считаем, что основания, по которым суд вернул дело на дополнительное расследование, незаконны и будем обжаловать решение суда.
Комментарий адвоката, который представляет в суде интересы наших подзащитных:
«Если мы согласимся с таким решением суда и не будем его обжаловать, то мы в очередной раз пойдем по пути беззакония.
Суд, возвращая дело прокурору, указывает следующее основание — неправильное установление места совершения преступления.
Получается, следователю возвращается уголовное дело НЕ ПОТОМУ, что нет события преступления, лицо непричастно к совершению преступления либо по еще каким-то оправдывающим основаниям, а ПОТОМУ, что было неправильно установлено место совершения преступления.
Теперь, по логике, следователю предстоит установить, исходя из фактических обстоятельств дела, правильное место совершения преступления, и далее заново направить уголовное дело по подсудности в правильный суд. Возможно, не в Железнодорожный районный суд.
Просто закрыть дело по реабилитирующим основаниям следователь не сможет, так как ему его вернули для того, чтобы он провел другие следственные действия.
Все это приведет к затягиванию восстановления нарушенных прав пострадавших.
В таком случае вообще непонятно, когда эта история может закончиться. У постановления о прекращении по реабилитирующим основаниям нет даты вступления в законную силу, но его можно отменить в течение года. Иными словами, даже если следствие дело прекратит, а пострадавший подаст гражданский иск на реабилитацию, следствие вполне может принести новое решение, отменяющее постановление о прекращении в отношении него уголовного дела. И так может происходить бесконечно.
Получается, согласие с судом и прокуратурой не дает нам никаких гарантий в перспективе. Согласившись с такой моделью, нужно понимать, что мы соглашаемся с заведомо незаконным решением. Поэтому мы требуем суд оправдать наших подзащитных — только так».
Фото Ирины Долининой