НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ»

Список ключевых рекомендаций Комитета против пыток ООН, принятых на сорок девятой сессии по итогам рассмотрения периодического доклада РФ

Administratori
23/01/2017 08:11

В безотлагательном порядке принять срочные и действенные меры по предупреждению любых актов пыток и жестокого обращения на всей территории страны и недопущения безнаказанности предполагаемых виновных.

img

(29 октября - 23 ноября 2012 года)
(из текста Заключительных замечаний Комитета против пыток по пятому периодическому докладу Российской Федерации, CAT/C/RUS/CO/5)

В безотлагательном порядке принять срочные и действенные меры по предупреждению любых актов пыток и жестокого обращения на всей территории страны и недопущения безнаказанности предполагаемых виновных.

Недвусмысленно подтвердить абсолютное запрещение пыток и открыто заявить о том, что лица, виновные в применении пыток, а также в пособничестве и попустительстве, будут привлекаться к ответственности за свои деяния, подвергаться уголовному преследованию и соответствующим образом наказываться.

Привести определение пытки в полное соответствие со статьей 1 Конвенции, криминализировать пытки в качестве отдельного преступления и обеспечить, чтобы сотрудники полиции, военнослужащие и другие государственные должностные лица могли привлекаться к ответственности непосредственно за применение пыток и чтобы наказания им назначались соразмерно тяжести совершенных ими преступлений.

Проводить оперативное, беспристрастное и эффективное расследование всех утверждений в отношении пыток и жестокого обращения, привлекать к ответственности виновных, назначать адекватное наказание осужденным; и предавать огласке результаты проведенных расследований.

Наделить подразделение Следственного комитета по расследованию преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, с тем чтобы дать ему возможность расследовать все поступающие обращения.

Обеспечивать всем задержанным законодательно и на практике право доступа к адвокату, право связаться с родственниками, право быть информированными о предъявленных обвинениях, а также право запрашивать и проходить медицинское освидетельствование сразу же после задержания.

Бороться с практикой применения пыток для получения признательных показаний и добиваться того, чтобы полученные под принуждением признательные показания на практике не принимались судами в качестве доказательств. Обеспечивать, чтобы судьи задавали всем обвиняемым в уголовных делах вопрос о том, не подвергались ли они пыткам или жестокому обращению во время содержания под стражей, а также при необходимости могли распорядиться о проведении независимого медицинского освидетельствования. Все показания, полученные под пытками, должны отклоняться.

Создать условия для того, чтобы правозащитники могли нормально работать и выполнять свои функции в соответствии с положениями Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы  (резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи).

Обеспечивать, чтобы ни одно лицо и ни одна группа не могли подвергнуться преследованию за связь с Комитетом против пыток, Подкомитетом по предупреждению пыток, Фондом добровольных взносов ООН для жертв пыток и другими правозащитными органами Организации Объединенных Наций или за предоставление им информации в рамках своей сферы компетенции.

Обеспечивать оперативное, беспристрастное и эффективное расследование всех жалоб на несоблюдение правовых гарантий, пытки, жестокое обращение, похищение людей, насильственные исчезновения и внесудебные казни, в том числе на акты насилия в отношении женщин на Северном Кавказе, привлечение к ответственности и наказание всех виновных в совершении подобных преступлений и возмещение вреда, причиненного жертвам.

Обеспечивать, чтобы ни одно лицо, признанное виновным в совершении в нарушение Конвенции преступлений, представляющих собой пытки, не подпадало под амнистию.

Законодательно закрепить определение бытового насилия и добиться регистрации полицией всех жалоб на насилие в отношении женщин, в том числе бытовое; оперативно, беспристрастно и эффективно расследовать все жалобы на насилие в отношении женщин; и привлекать к ответственности виновных. Государству-участнику следует обеспечить, чтобы все сотрудники полиции, отказывающиеся регистрировать такие жалобы, соответствующим образом наказывались.

Принимать эффективные меры для защиты всех тех, кто относится к группам риска, в том числе рома, представителей этнических меньшинств, трудящихся-мигрантов, ЛГБТ и иностранных граждан, в частности путем усиления мониторинга. Все акты насилия и дискриминации в отношении представителей этих групп должны оперативно, беспристрастно и эффективно расследоваться, виновные привлекаться к ответственности, а жертвы получать возмещение за причиненный им вред. Комитет рекомендует вести сбор статистических данных обо всех преступлениях, совершаемых против представителей этих уязвимых групп, а также о результатах расследований, преследований и мерах по устранению последствий совершенных преступлений.

Открыто осудить нападения на рома, представителей этнических и иных меньшинств, трудящихся-мигрантов, ЛГБТ и другие группы риска и вести информационно-просветительские кампании, в том числе среди сотрудников полиции, пропагандируя терпимость и уважение многообразия.

Усилить меры к тому, чтобы запретить и искоренить “дедовщину” в вооруженных силах, и обеспечить оперативное и беспристрастное расследование всех утверждений о случаях “дедовщины” и гибели военнослужащих в вооруженных силах с тем, чтобы добиться абсолютной нетерпимости в отношении жестокого обращения и пыток в вооруженных силах в соответствии с предыдущими рекомендациями Комитета. При наличии доказательств “дедовщины” обеспечить преследование и адекватное наказание виновных, включая увольнение из рядов вооруженных сил; предавать огласке результаты расследований; и компенсировать причиненный жертвам ущерб, в том числе посредством оказания им медицинской и психологической помощи.

Прекратить полагаться на дипломатические заверения при экстрадиции или высылке иностранцев со своей территории в тех случаях, когда им угрожают пытки.

Активизировать усилия для возмещения вреда, причиненного жертвам пыток и жестокого обращения, включая выплату справедливой и адекватной компенсации и полную реабилитацию. Внести изменения в законодательство для обеспечения права жертв пыток на возмещение причиненного им вреда в соответствии со статьей 14 Конвенции.

Создать систему для реабилитации жертв пыток и обучать санитарный, медицинский, средний медицинский и иной персонал, имеющий отношение к документированию и расследованию жалоб на пытки и жестокое обращение, выявлению признаков применения пыток и лечению физических и психологических травм, являющихся следствием пыток и жестокого обращения, в соответствии с Руководством по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол).

Обеспечить эффективный контроль и мониторинг со стороны судебных органов всех случаев помещения психически больных в стационарные учреждения;

Обеспечить эффективную защиту пациентов таких учреждений, в том числе их реальное право на подачу апелляции посредством независимого мониторинга условий лечения, и создание механизма подачи и рассмотрения жалоб и оказания консультативной помощи. Кроме того, медицинский и немедицинский персонал следует обучать методам ухода за пациентами, не сопряженным с применением насилия и принуждения;

В целях эффективного сбора и предоставления в Комитет информации о жалобах, расследованиях, возбужденных делах и обвинительных приговорах, вынесенных виновным в применении пыток и жестокого обращения, делах, связанных с высылкой иностранцев, продолжительности судебных процессов над подозреваемыми в применении пыток и жестокого обращения, насилии в отношении женщин, а также о результатах рассмотрения всех подобных жалоб и дел, в том числе о возмещении причиненного вреда, обеспечить чтобы статистические данные были дезагрегированы по полу, возрасту, этническому происхождению, положению, гражданству, типу и географическому положению мест лишения свободы или права опеки.

 

актуальное по теме
подписаться на рассылку