Россия и Европейский суд
Вышел в свет очередной номер информационно-аналитического бюллетеня Фонда «Общественный вердикт»
Вышел в свет очередной номер информационно-аналитического бюллетеня Фонда «Общественный вердикт»
В последнее время стало привычным видеть на страницах российских средств массовой информации обсуждение механизмов работы Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), очередного постановления суда в отношении России. По статистике Европейского Cуда, Россия находится среди лидеров по количеству подаваемых жалоб, и число принятых постановлений по делам против России уже приближается в 1000. Согласно информации из Суда, чаще всего в постановлениях ЕСПЧ говорится о нарушении права на справедливое судебное разбирательство (приблизительно в каждом третьем постановлении), права на свободу и личную неприкосновенность (до 2009 года это нарушение встречалось в каждом пятом постановлении, в 2009 - в половине постановлений). В 2009 году заметно увеличилось количество постановлений, где зафиксировано нарушение запрета пыток и жестокого обращения (статья 3 Конвенции).
Эти обобщенные показатели говорят о наличии системных проблем в российском законодательстве и правоприменении. Продолжается практика нарушений прав человека, закрепленных в Европейской Конвенции по правам человека - документе, ратифицированном Российской Федерацией, что накладывает обязательства по соблюдению его положений.
Российская Федерация старается исправно выплачивать назначенные Европейским Судом компенсации, в целом считая, что на этом процесс исполнения постановления ЕСПЧ и завершается. Однако, учитывая рост числа поступающих жалоб против России, а также выносимых постановлений, эта ситуация становится все более обременительной для бюджета страны и, соответственно, для налогоплательщиков.
Важно отметить, что в соответствии с требованиями Конвенции и документами Совета Европы (организации, полноправным членом которой является Россия) процесс исполнения постановлений ЕСПЧ имеет три одинаково важных составляющих: выплату компенсаций, реализацию мер индивидуального характера и реализацию мер общего характера. Именно разработка и принятие мер общего характера призваны минимизировать системные проблемы в нарушении прав человека и в результате привести к снижению числа жалоб в ЕСПЧ против Российской Федерации, снижению числа постановлений и, соответственно, снижению совокупного размера назначенных компенсаций.
В конце 2008 года Фонд «Общественный вердикт» при поддержке Фонда развития клинического юридического образования приступил к реализации проекта «Содействие неправительственных организаций и академического сообщества защите прав и свобод человека и гражданина посредством повышения эффективности исполнения решений Европейского Суда по правам человека». Основные усилия проекта направлены на повышение роли НПО в процессе исполнения решений ЕСПЧ в части мер общего характера.
Работа по проекту совмещает выявление и анализ системных проблем, на которые указывал Европейский Суд в своих постановлениях по делам из России или которые следуют из анализа постановлений Суда, и изучение того, как эти проблемы решаются в России. В особенности нас интересует, какой опыт приобрели российские НПО, поддерживая практики, содействующие имплементации в России постановлений Европейского Суда.
В самом начале проекта мы посчитали важным сконцентрировать свои усилия на двух группах постановлений. Во-первых, это постановления, которые относятся к вопросам эффективного расследования. Во-вторых, постановления, которые относятся к условиям содержания в закрытых учреждениях. В целом в рамках проекта решались задачи:
• изучения проблем, выявленных в выбранных постановлениях ЕСПЧ, включая определение масштабов проблемы и ее причин на основании анализа законодательства и правоприменительной практики;
• анализа и оценки опыта работы НПО в сфере исполнения постановлений ЕСПЧ, выявление позитивных наработок и пробелов, а также анализа потенциальной роли НПО по участию в исполнении постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера;
• информирования НПО, представителей академического сообщества, практикующих юристов и адвокатов и правоприменителей о целях, задачах и процедурах исполнения постановлений ЕСПЧ;
• отработки возможных форм и стратегий деятельности НПО по содействию исполнению постановлений ЕСПЧ.
Сегодня проект находится в завершающей стадии, проведена большая исследовательская и аналитическая работа, опробованы несколько технологий участия НПО в процессе исполнения постановлений ЕСПЧ. Экспертная группа проекта познакомила с результатами проекта заинтересованные аудитории не только через информационные семинары в ряде регионов (например, в Москве, Красноярске, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре), но и через регулярные публикации на сайте «Общественного вердикта», а также подготовку и публикацию проблемных статей в средствах массовой информации.
Учитывая большой интерес к теме, а также растущую актуальность вопросов исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека, мы решили посвятить этой проблеме предлагаемый вашему вниманию номер Информационно-аналитического бюллетеня Фонда. На страницах бюллетеня вы найдете рассказы об основных результатах проекта, мнения экспертов, обсуждение проблем исполнения и предлагаемые пути решения. В номере также представлены уже ставшие традиционными для нашего издания разделы с описанием хроники работы Фонда за вторую половину 2009 года и очерками о нескольких делах о нарушениях прав человека, находящихся в производстве нашей организации.
Мы надеемся, что материалы бюллетеня внесут вклад в повышение эффективности процессов исполнения постановлений ЕСПЧ в части мер общего характера, и права и свободы в нашей стране станут более защищенными.