18+

Пытки в российской полиции: какие срочные меры необходимы для изменения ситуации?

Administratori
22/03/2012 13:47

22 марта, в Москве в центральном офисе агентства "Интерфакс" прошла пресс-конференция "Как остановить пытки в российской полиции?", в которой приняли участие директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина, член президентского Совета по правам человека, директор "Института прав человека" Валентин Гефтер, директор представительства Amnesty International в РФ Сергей Никитин и председатель "Комитета против Пыток" Игорь Каляпин.

img

 

Защита личности от пыток является задачей государства, которая приобретает особую важность в случае полиции – службы, которая имеет полномочия применять силу и ограничивать права граждан. Применение насилия со стороны полиции регламентировано законодательством. Но простой регламентации недостаточно: в отсутствии эффективных инструментов контроля возникают риски, что насилие применяется сверх меры или незаконно. Необоснованное, бесконтрольное и чрезмерное насилие – это пытки, прямо запрещенные законом «О полиции».

Человек, оказавшийся в отделе полиции, не может противостоять полицейским в случае, если в отношении него применяются пытки. Он изолирован и беззащитен. Люди, пережившие пытки и истязания в полиции, и которые обратились за помощью к правозащитникам, страдали не только от боли, которую им причиняли, но от того, что происходящее с ними осуществлялось с молчаливого или деятельного согласия окружающих. Такое возможно только при условии, если пытки и жестокое обращение являются обыденным явлением.

Несмотря на это, за исключением прямого запрета в законе «О полиции», проблема пыток была проигнорирована в ходе реформы МВД: нет ни одного целенаправленного реформаторского решения, которое бы создавало бы превенцию от пыток и гарантии защиты от их применения. Недавние, заставившие общество содрогнуться случаи в Казани и Санкт-Петербурге, - убедительное подтверждение этому. В обоих случаях пытки и истязания были совершены людьми, которые прошли аттестацию, подтвердив свою пригодность для работы в полиции.

Аттестация задумывалась как основной реформаторский шаг, который должен был обеспечить полицию штатом профессиональных полицейских и таким образом решить проблемы прежней милиции. При безусловной важности кадровой политики и отбора в полиции, очевидна утопичность такого подхода. Появление новых стандартов работы и преодоление старых проблем не зависят только и исключительно от того, какие люди работает в полиции. Инициативы МВД после казанского случая направлены на предотвращение подобного, но в основном сфокусированы на работе с кадрами и усилении внутреннего контроля за ними. Этих инициатив недостаточно.

Для преодоления практики пыток необходимо изменить стандарты управления и систему оценки работы полиции, повысить качество расследования пыток и изменить судебную практику в части выявления и исключения доказательств, полученных недозволенными методами. Это основные направления для приложения усилий со стороны властей и соответствующих государственных органов.

Реформа, сделав основной акцент на кадровой политике, оставила без изменений сложившиеся стандарты управления и систему оценки работы полиции. Полиция по-прежнему стремится достигать показателей в борьбе с преступностью, подчиняя этой задаче все остальные. Показатели прогнозирует сама полиция вместо того, чтобы определять их в контексте реальной ситуации. При этом этот прогноз автоматически формирует будущие критерии оценки работы полиции. Отделы полиции, ставя себе задачу достичь запланированных показателей, непрерывно сталкиваются с ситуацией, когда реальность не вписывается в сделанный прогноз, и тем самым санкции становятся неизбежными. Для того чтобы работа полиции была оценена положительно, отделы полиции и подразделения идут на разнообразные фальсификации, чтобы достичь запланированных показателей. И в том числе используют насилие и пытки, «облегчающие» эту задачу.

«Палочная» система оценки была сохранена в ходе реформы МВД. И хотя трижды в рамках реформы принимались новые приказы, регулирующие систему оценки, она по-прежнему основана на запланированных показателях. МВД, при всех усилиях, не удалось уйти от этого подхода в организации управления и оценки работы полиции. Общественное мнение как способ оценки, введенный в рамках реформы, лишь дополняет традиционную систему, не внося принципиальных изменений.

Следственный Комитет, созданный в 2007 году, уполномочен расследовать случаи пыток и жестокого обращения в полиции наряду с остальными, общеуголовными, преступлениями. На практике это создает ситуацию сильной зависимости следователей от полицейских на местах: полиция раскрывает преступления, а следственные органы занимаются дальнейшим расследованием этих преступлений. Обязанность следователей привлекать к уголовной ответственности полицейских создает конфликт интересов – делая это, следователи ставят под угрозу работу по другим уголовным делам и, в сущности, применяют репрессию в отношении своих коллег. Большинство жалоб на действия полицейских ограничиваются формальной проверкой и не приводят к тщательному и независимому расследованию – пытки остаются безнаказанными.

Суды, рассматривающие уголовные дела, не во всех случаях выявляют доказательства, полученные недозволенными методами. В случае выявления таких доказательств, суды должны их исключать. Но нередко проверки, которые проводят суды по жалобам граждан на применение недозволенных методов - формальны. Если человек до суда жаловался в Следственный Комитет, то суд автоматически ссылается на результаты проверки СК, не проверяя ее качества и не проводя судебного следствия по этой жалобе. Если человек только на суде заявляет о применении в отношении него недозволенных методов, суд рассматривает это заявление и вызывает в суд сотрудников полиции, ограничиваясь заслушиванием их показаний в суде. Как правило, такие судебные разбирательства не приводят к тщательной проверке доводов заявителя. Бывают и  другие ситуации, когда суды ограничиваются формальными действиями по обращениям граждан. Сложившаяся судебная практика де-факто влияет на сохранение практик пыток и других средств физического принуждения во время получения доказательств по уголовным делам.

 Преодоление практики пыток требует и других мер, в частности, развития общественного контроля, но обеспечение качества расследования пыток, изменение системы оценки и коррекция судебной практики – те направления, которые требуют срочных мер.

 ** Срочные меры**

Для повышения эффективности контроля со стороны Следственного комитета:

 Необходимо провести структурные изменения, чтобы обеспечить практическую независимость от полиции следователей, расследующих сообщения о пытках и незаконных методах работы полиции;

Для этого необходимо создать специальное подразделение внутри Следственного Комитета, которое будет заниматься рассмотрением сообщений и расследованием только в отношении полицейских. Это же спецподразделение может расследовать дела в отношении сотрудников других правоохранительных органов (Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы исполнения наказания);

Такое спецподразделение нужно создать путем перераспределения имеющихся ресурсов;

Спецподразделения по расследованию в отношении сотрудников полиции должны быть подчинены федеральному центру для гарантий независимости их работы.

 

Для изменения стандартов управления и системы оценки полиции

 Разделить ведомственную отчетность и систему оценки, для этого исключить из ведомственной части требования, предписывающие как оценивать изменение показателей;

Использовать ведомственную отчетность как статистику для анализа ситуации на местах наравне с другими аналитическими материалами;

Формировать показатели для оценки деятельности полиции за счет изучения ситуации на местах, на основе данных изучения общественного мнения, экспертных оценок и данных ведомственной статистики.

Повысить статус Экспертного совета и его решений, созданного в соответствии с новым приказом об оценке деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел (Приказ №1310).

 

Для коррекции судебной практики

Подготовить Постановление Пленума Верховного Суда, разъясняющего методы выявления недопустимых доказательств по уголовному делу.

 

 

актуальное по теме
подписаться на рассылку