Общественный контроль. Неполитическое участие граждан в публичной политике
Общественный контроль - важная составляющая деятельности практически любой негосударственной организации, защищающей общественный интерес. Именно контроль позволяет оценивать, в какой степени эффективно и правильно представители государства выполняют свои обязательства. Работа правозащитных организаций немыслима без общественного контроля. В разных странах технологии и механизмы контроля разные. Например, в США только в части контроля за деятельностью полиции используются десятки разных техник. За последние двадцать лет правозащитники в нашей стране наработали богатый опыт разных технологий общественного контроля. Это не только традиционный мониторинг условий содержания в местах лишения свободы, но и мониторинг соблюдения прав человека и условий жизни в других закрытых учреждениях, и мониторинг за выборными процессами, и отслеживание исполнения отдельных нормативных актов, и общественные расследования. Как правило, конечная цель общественного контроля - не только и не столько отследить положение дел в определенной сфере, но заставить власть более полно выполнять свои обязательства и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод. Этот номер информационного бюллетеня мы посвящаем общественному контролю.
Общественный контроль - важная составляющая деятельности практически любой негосударственной организации, защищающей общественный интерес. Именно контроль позволяет оценивать, в какой степени эффективно и правильно представители государства выполняют свои обязательства.
Работа правозащитных организаций немыслима без общественного контроля. В разных странах технологии и механизмы контроля разные. Например, в США только в части контроля за деятельностью полиции используются десятки разных техник. За последние двадцать лет правозащитники в нашей стране наработали богатый опыт разных технологий общественного контроля. Это не только традиционный мониторинг условий содержания в местах лишения свободы, но и мониторинг соблюдения прав человека и условий жизни в других закрытых учреждениях, и мониторинг за выборными процессами, и отслеживание исполнения отдельных нормативных актов, и общественные расследования. Как правило, конечная цель общественного контроля - не только и не столько отследить положение дел в определенной сфере, но заставить власть более полно выполнять свои обязательства и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод.
Правозащитники в России с начала 2000-х добивались принятия отдельного нормативного акта, регулирующего общественный контроль в местах лишения свободы. Документ наконец-то был принят в 2008 году. С одной стороны, это большое достижение, поскольку на государственном уровне произошло признание необходимости этой деятельности и появилась рамка, ее регулирующая. С другой стороны, именно эта рамка привела к сужению возможностей общественного контроля - по сути, к ограничению всего многообразия форм и акторов, осуществляющих контроль.
Сейчас идут бурные обсуждения нового рамочного законопроекта об общественном контроле. Задумано кодифицировать все виды контроля. В гражданском обществе существуют две разные точки зрения по этому вопросу. Первая состоит в том, что кодификация нужна и позволит дальше развивать эффективные технологии контроля. Вторая - кодификация приведет к сужению многообразия форм контроля, ограничит творческую гражданскую активность и не позволит развивать механизмы контроля.
Нам видится крайне своевременным обсудить на страницах нашего бюллетеня эти два подхода, а также поделиться разнообразным опытом контроля. Этот номер мы посвящаем общественному контролю. Мы также не могли обойти стороной вступающий в ноябре в силу так называемый закон об иностранных агентах. В бюллетене вы найдете комментарии разных экспертов к этому закону.
Номер также содержит традиционные «Хронику Фонда» и раздел «Дела». Мы надеемся, что наш бюллетень внесет вклад в продолжающуюся дискуссию о подходах к регулированию общественного контроля и продемонстрирует многообразие форм этой деятельности, а также возможные риски ее чрезмерного регулирования.
Директор Фонда “Общественный вердикт” Наталья Таубина