Сравнительный анализ ФЗ № 1026-I от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и проекта ФЗ «О полиции»
Действующая правоохранительная система России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования. Президентом РФ 24 декабря 2009 года был подписан Указ о совершенствовании деятельности Министерства внутренних дел. Составной частью совершенствования указанной системы является реформирование системы органов внутренних дел (ОВД). Приоритетными направлениями реформы данным названы организационные и кадровые преобразования, а также материальное обеспечение сотрудников. В частности, в рамках реализации данного Указа, 7 августа 2010 года на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального Закона «О полиции» (далее по тексту - Законопроект). Данный Законопроект, в том виде, в котором он представлен на обсуждение, является, по сути, действующим законом «О милиции» с некоторыми изменениями и дополнениями, основным из которых является переименование милиции в полицию. Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для представленного в данном документе краткого сравнительного анализа Законопроекта и действующего закона «О милиции».
Автор: Анна Керова, руководитель правового отдела Фонда «Общественный вердикт»
Введение
Действующая правоохранительная система России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования.
Видимо из-за того, что наибольшей критике подвергается деятельность Министерства внутренних дел, сотрудники которого чаще других находятся в непосредственном взаимодействии с гражданами, Президентом РФ 24 декабря 2009 года был подписан Указ о совершенствовании деятельности Министерства внутренних дел. Составной частью совершенствования указанной системы является реформирование системы органов внутренних дел (ОВД). При этом приоритетными направлениями реформы данным Указом названы организационные и кадровые преобразования, а также материальное обеспечение сотрудников.
В частности, в рамках реализации данного Указа, 7 августа 2010 года на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального Закона «О полиции» (далее по тексту - Законопроект). При этом отдельно планируется издание Указа «О структуре полиции» и принятие Закона «О социальной защите», которые до настоящего времени не вынесены на обсуждение и содержание которых неизвестно. Учитывая, что в самом Законопроекте не дается четкого определения «полиции», «единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел» говорить об указанном документе как о новом нельзя. Данный Законопроект, в том виде, в котором он представлен на обсуждение, является, по сути, действующим законом «О милиции» с некоторыми изменениями и дополнениями, основным из которых является переименование милиции в полицию. В пользу данного довода свидетельствует и то обстоятельства, что согласно ст.56 ч.2 Законопроекта никаких кадровых изменений не предвидится. Сотрудники милиции с их письменного согласия остаются на службе в полиции на соответствующих должностях.
Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для представленного в данном документе краткого сравнительного анализа Законопроекта и действующего закона «О милиции».
Общее замечание
Прежде чем перейти к постатейному анализу хотелось бы отметить, что предложенный Законопроект содержит достаточно много оценочных формулировок таких как: «неуместно», «невозможно», «достаточные основания», «чрезвычайные обстоятельства» Указанные термины явно нуждаются в расшифровке и требуют определения. Например, Законопроект дает полиции право закрепленное в ст. 15 Законопроекта на беспрепятственное вхождение либо проникновение в любое время суток в жилые и иные помещения, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление…. Поскольку законодатель не дает четкого определения таких оснований, каждый сотрудник полиции вправе самостоятельно определять их для себя.
Глава 1. Общие положения (ст.1-4 Законопроекта).
В Законопроекте не содержится конкретного наименования Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее по тексту - ФОИВ в сфере ВД), составной частью которого является Полиция.
_ Основные направления деятельности _ остались практически без изменений. В частности, по-прежнему остается государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов. Указанные лица являются представителями государственной власти, действуют в интересах и от имени государства. Соответственно и преступления в отношении них должны рассматриваться как угроза внутренней безопасности государства и, было бы целесообразно передать функции по государственной защите указанных лиц сотрудникам ФСБ.
Правовая основа деятельности Полиции осталась без изменений.
В организации деятельности полиции не указано:
-
какие структурные подразделения будут входить в состав полиции и, соответственно, не прописаны их основные задачи;
-
полное и сокращенное наименование ФОИВ в сфере ВД и территориального органа ФОИВ в сфере ВД;
-
кто назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителя ФОИВ в сфере внутренних дел;
-
кто назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей территориальных органов ФОИВ в сфере ВД;
Содержится указание на документ, определяющий полномочия руководителя ФОИВ в сфере ВД, а также руководителей территориальных органов ФОИВ в сфере ВД текста которого нет в публичном пространстве.
Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст. 5-11 Законопроекта)
_ Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан _ по содержанию аналогична ст. 5 Закона «О милиции», только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.
_ Статья, посвященная законности _, содержит в себе формулировку, которая вызывает много вопросов и требует дополнительного комментария Законодателем «сотрудник полиции не может в оправда