Дело Евгения Панченко
В сентябре 2013 года в фонд «Общественный вердикт» обратилась Нина Панченко, мать Евгения Панченко, 1974 года рождения. В апреле 2010 года Панченко и его брат, подозреваемые в особо тяжком преступлении, были задержаны в Барнауле. После неудачной попытки самоубийства Панченко был доставлен в больницу, где в течение четырех дней содержался под охраной сотрудников милиции, прикованный наручниками к кровати.
В сентябре 2013 года в фонд «Общественный вердикт» обратилась Нина Панченко, мать Евгения Панченко, 1974 года рождения. В апреле 2010 года Панченко и его брат, подозреваемые в особо тяжком преступлении, были задержаны в Барнауле. После неудачной попытки самоубийства Панченко был доставлен в больницу, где в течение четырех дней содержался под охраной сотрудников милиции, прикованный наручниками к кровати.
Как следует из обращения в фонд, находясь в больнице, начиная с 17 апреля по 24 апреля 2010 года, сотрудники милиции применяли в отношении Панченко пытки. Мужчину избивали, туго пристегивали наручниками, душили полотенцем. Один из милиционеров, обмотав скрученное в жгут полотенце вокруг шеи Панченко, резко дернул за один из концов, что якобы послужило причиной частичного разрыва дельтовидной мышцы у задержанного.
Из объяснений Панченко следует, что 17 апреля он вышел из комы, в которой находился с 16 апреля. На следующий день, 18 апреля, в реанимационное отделение больницы пришел Виталий Греков, заместитель начальника (по линии уголовного розыска) ОРЧ № 1 при ГУВД по Алтайскому краю, подполковник милиции. Греков договорился с медицинским персоналом о переводе Панченко в отдельную палату, куда самостоятельно перенес Панченко на руках, так как сам задержанный передвигаться не мог. В палате Панченко приковали наручниками к кровати, с силой затянув их на руках и ногах. Греков потребовал от Панченко признаться в преступлении, но тот отказался.
После этого по указанию Грекова, один из сотрудников милиции, находившийся в палате, накинул на шею Панченко полотенце и стал душить. При этом Греков продолжал угрожать Панченко, говоря о том, что тот уже «записан, как мертвый». В результате Панченко потерял сознание. Когда он очнулся, то Греков с силой нанес ему два удара в висок. Затем милиционер взял в руки полотенце и спросил, намерен ли Панченко говорить то, что он ему продиктует. После отказа Греков накинул мужчине на шею полотенце и затянул его, после чего с силой рванул полотенце. Панченко почувствовал резкую боль и потерял сознание.
В течение двух дней пока Панченко не согласился говорить и подписывать то, что ему скажет Греков, его душили и избивали, в том числе и сам Греков. Позднее с 22 по 24 апреля Греков избивал Панченко, чтобы последний не отказался от данных ранее показаний.
Желаемый результат
Добиться проведения полной, всесторонней и объективной проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК и вынесение по материалу проверки законного и обоснованного решения. Исходя из имеющихся данных, таким решением представляется возбуждение уголовного дела.
Работа по делу
14 апреля 2014 г. представителем Панченко Е.В. в Следственный отдел по Октябрьскому району г. Барнаула подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В удовлетворении данной жалобы отказано; в нарушение требований ст. 124 УПК РФ отказ оформлен информационным письмом.
15 мая 2014 г. данное решение было обжаловано в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю.
06 июня 2014 г. в удовлетворении данной жалобы отказано; в нарушение требований ст. 124 УПК РФ отказ оформлен информационным письмом.
23 июня 2014 г. жалоба на данное решение направлена в Следственный комитет Российской Федерации.
В связи с неполучением решения по жалобе 14 июля 2014 г. поданному факту направлено интернет-обращение на имя председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Как выяснилось позднее, 17 июля 2014 г. жалоба была направлена для рассмотрения в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, т.е. в орган, решение которого обжалуется.
11 августа 2014 г. решением заместителем руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю А.А. Александрова, в нарушение требований УПК РФ оформленным информационным письмом, в удовлетворении жалобы отказано.
08 августа 2014 г. в прокуратуру Алтайского края подана жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
12 августа 2014 г. данная жалоба направлена в прокуратуру Октябрьского района г. Барнаула.
Постановлением и.о. прокурора Октябрьского района Флаата А.А. от 22 августа 2014 г. в удовлетворении жалобы отказано.
09 октября 2014 г. данное решение обжаловано прокурору Алтайского края.
Информационным письмом от 20 октября 2014 г. в удовлетворении жалобы отказано. Письмо подписано и.о. начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Овсянниковым В.В., т.е. лицом, не имеющим полномочий прокурора и, соответственно, не имеющим права отменить обжалованное решение.
Данное решение обжаловано Генеральному прокурору Российской Федерации. 24 ноября 2014 г. жалоба вручена адресату.
01 декабря 2014 г. жалоба перенаправлена в прокуратуру Алтайского края, т.е. в орган, решение которого обжалуется.
24 декабря 2014 г. информационным письмом за подписью первого заместителя прокурора Алтайского края А.Б. Богданчикова в удовлетворении жалобы отказано.
16 февраля 2015 г. в Октябрьский районный суд г. Барнаула направлена жалоба в порядке ст. 125 УПК РФ на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
19 февраля 2015 г. данная жалоба возвращена заявителю без рассмотрения.
Подана повторная жалоба.
В заседаниях 13 и 17 апреля 2015 г. данная жалоба рассмотрена.
20 апреля 2015 г. вынесено и оглашено постановление судьи Октябрьского районного суда г. Барнаула Ковалева В.П., которым в удовлетворении жалобы отказано.
Данное постановление обжаловано в апелляционном порядке.
Апелляционным определением от 29 мая 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Подана жалоба в ЕСПЧ.