Отзыв на доклад Минюста о контроле за иноагентами
«Целесообразно продолжить развитие национального законодательства об иностранных агентах»
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Минюст РФ опубликовал доклад о деятельности «иностранных агентов» и контроле за ними в 2022 году. СМИ и общественность обратили на документ внимание, прежде всего из-за того, что в нем впервые было раскрыто количество «физических лиц, аффилированных с иноагентами». Но в докладе есть много и другой примечательной информации.
Комментирует руководитель юрпрактики фонда «Общественный вердикт» по основным свободам Елена Першакова:
«Доклад органа, уполномоченного наблюдать за иностранными агентами, выглядит как финансово-экономическое обоснование нужности этой функции и того, что ведомство с этой функцией справляется хорошо, а может еще лучше при условии развития законодательства об иностранных агентах.
Из доклада следует, что в ведомстве создана целая структура с основными задачами организовывать и контролировать деятельность иностранных агентов и соблюдение ими законодательства РФ, наблюдать за организациями и лицами, находящимися под иностранным влиянием, а также взаимодействовать по данным вопросам с органами государственной власти. Из доклада и правоприменительной практики, касающейся признания иностранными агентами, следует, что такими государственными органами в большей мере являются Роскомнадзор и Росфинмониторинг.
Помимо обозначенных задач есть и другие — обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Только из содержания доклада понять то, как обстоят дела с реализацией этой задачи, невозможно. Можно лишь предположить, что обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется новой структурой в Минюсте не столько непосредственно и прямо, сколько скорее потенциально. Сомнительно, что защита прав и свобод человека и гражданина является и может быть приоритетом в работе структуры, названной в Минюсте РФ Департаментом по защите национальных интересов от внешнего влияния. Здесь уместно будет напомнить положения из Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (смотрим статью 2), и они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти (смотрим статью 18), а не наоборот.
Риторика доклада в целом транслирует не только сохранение в России тенденции (иного ожидать и не приходится в современных реалиях) сокращения поля свободно выражать свое мнение, объединяться, дискутировать, защищать права человека и решать проблемы их соблюдения, заниматься благотворительной и другой деятельностью, но и оставляет открытыми двери для дальнейшего развития в этом направлении. Доклад Минюста заканчивается предложением о целесообразности продолжить развитие национального законодательства об иностранных агентах. Ответ на вопрос о том, чего еще не хватает в этом законодательстве, в докладе отсутствует.
Казалось бы, с юридической точки зрения в нем есть все и даже больше, о чем Минюст и повествует, подтверждая во многом гипотезы о возможном толковании нового закона об иностранных агента «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» еще до его вступления в силу 1 декабря 2022 года. Например, доклад подтверждает, что для признания иностранным агентом сейчас не требуется выявление иностранного финансирования. Чтобы стать иностранным агентом достаточно, например, сделать в интернете перепост информации, исходящей от лица, признанного иностранным агентом, участвовать в создании информации или материала, изданного и (или) распространяемого впоследствии иностранным агентом. В докладе говорится также о том, что в качестве деятельности иностранных агентов может признаваться также благотворительная и иная деятельность в случае, если она противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ.
При этом то, что ведомство конкретно относит и может отнести к национальным интересам, основам публичного правопорядка и иным ценностям, защищаемым Конституцией, остается за рамками доклада. Что это, на мой взгляд, означает? Это означает, что российский гражданин или иностранец, или организация - российская или иностранная, неважно, должны иметь общие ценности или общие взгляды на тот или иной сюжет, происходящий в России или даже за ее пределами. А какие конкретно эти ценности и взгляды — знает и может определить только Минюст РФ. Такая монополия на «истину в последней инстанции» подтверждается, как следует из этого же доклада, российскими судами на 100%. В докладе отмечено, что абсолютно все решения Минюста о признании иностранными агентами, были подтверждены судами как законные и обоснованные.
Единственное, что из текста доклада можно констатировать с точностью, приближенной к максимальной, это то, что в список иностранных агентов не попадают те, кто не выступает (приведу цитату из доклада) «против проведения СВО и в защиту режима на Украине». Те, кто выступал, и это было выявлено, в этом списке есть. Безусловно, в списке не все, но и доклад Минюста РФ лишь за 2022 год.
К такому заключению располагает, как минимум, один из трех выводов Минюста, где говорится: «Особенностью политической деятельности лиц, включенных в реестр иностранных агентов в 2022 году, являлось активное участие в создании и распространении сообщений и материалов в СМИ и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленных на дискредитацию государственных органов Российской Федерации и ее Вооруженных Сил в условиях проведения специальной военной операции на территории Украины».
Кстати, памятуя слова об «истине в последней инстанции», Минюст РФ и здесь выступает в этой роли. Использована формулировка одного из составов административного правонарушения статьи 20.3.3 КоАП РФ, но не все признанные иностранными агентами лица прежде включения в реестр иностранных агентов привлечены к административной ответственности по указанной статье. В некоторых случаях соответствующие судебные решения, не говоря уже о вступлении их в законную силу, имеют место быть после того, как человек или организация оказываются в реестре иностранных агентов.
К примечательному из доклада можно отнести следующий тезис: «В целом по сравнению с 2021 годом объем иностранной финансовой помощи НКО уменьшился за год на 4%. В 2022 году более 9000 НКО получили в качестве финансовой поддержки около 70 млрд. руб. (в 2021 году 5675 НКО получили около 73 млрд. руб.). За 2022 год на счета 35 НКО, включенных в реестр иностранных агентов, перечислено около 687, 1 млн. руб., что на 34% меньше, чем в 2021 году (в 2021 году — 1,0 млрд. руб.). Данная динамика обусловлена ликвидацией ряда организаций, включенных в реестр иностранных агентов».
Общая картина из представленного тезиса получается почти фантастической и практически волшебной в части, касающейся некоммерческих организаций, учитывая, что это 2022 год. В 2022 году в России увеличилось количество НКО, получающих иностранную финансовую поддержку, на более чем 50% в сравнении с количеством таких НКО в 2021 году (прирост таких НКО в 2022 году составил 3325, а в 2021 году таких НКО было 5675). При этом количество иностранных агентов от общего количества НКО, получивших иностранное финансирование в 2022 году, составляет 0,38% (9000 НКО против 35 НКО, включенных в реестр иностранных агентов). Объем иностранного финансирования НКО, признанных иностранными агентами, от общего объема иностранного финансирования НКО составляет менее 1% (687, 1 млн. руб. против 70 млрд. руб.).
Здесь уместным будет привести другой тезис из того же доклада: «В качестве основного инструментария для оказания дестабилизирующего влияния на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации западными государствами был традиционно задействован российский некоммерческий сектор прозападной ориентации и общественные круги, негативно настроенные к властям».
Безусловно, доклад еще нужно анализировать, но представленная статистика в совокупности с доводами Министерства юстиции РФ, а также действующим сейчас законодательством об иностранных агентах, дает основание полагать, что поле поисков иностранных агентов практически не пахано. По всей видимости, поле новых решений в отношении иностранных агентов (что делает огромное количество российских граждан и организаций, в том числе НКО, потенциальными правонарушителями и преступниками), далеко от исчерпания. И кто следующий в очереди на уничтожение - с множеством вопросительных знаков. Поскольку непонятно останутся ли общими ценности и взгляды на тот или иной сюжет с Министерством юстиции РФ у тех, кто, по всей видимости и по мнению указанного ведомства, сейчас на одной волне. Мест и тем, где легче, быстрее и эффективнее договариваться гражданам и организациям с государством, все меньше. Но возможно все изменится с прекращением вооруженного конфликта в Украине».