18+

«У нас война идет, а вы экстремизмом занимаетесь»

publicverdicti
07/05/2024 14:40

История фотографа Александра Заики, которого около 1,5 часов били в полиции за возложение цветов в память о Навальном

img

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

«Вы такие сволочи, у нас война идет, а вы экстремизмом занимаетесь». История фотографа Александра Заики, которого около 1,5 часов избивали в полиции за то, что он возложил цветы в память об Алексее Навальном

Утром 17 февраля 51-летний работник музея, фотограф Александр Заика пришел к памятнику жертвам политических репрессий в Сургуте, чтобы возложить цветы. Накануне ФСИН сообщила о смерти Алексея Навального, и по всей стране люди стали приносить цветы к мемориалам в своих городах.

В Сургуте памятник жертвам политических репрессий находится в районе речного вокзала, практически за городом. Александр вспоминает, что, когда он пришел к мемориалу, людей не было, но неподалеку стояли две машины:

«Я подошел, положил цветы, постоял минут пять. Из машины вышли две женщины и подошли ко мне. Они представились сотрудницами администрации и сказали, что есть постановление главы города, что здесь сегодня находиться нельзя. Я ответил, что сейчас покурю и уйду. Они ушли, а я пошел прогуляться по набережной. Когда возвращался назад, у памятника уже стоял полицейский УАЗ».

Полицейские остановили Александра, досмотрели и якобы для установления личности отвезли в отдел. Правоохранителей интересовало, что Александр делал у памятника и с какой целью пришел. Объяснения, что он пришел возложить цветы, и что не согласен с задержанием, поскольку не совершал никаких противоправных действий, сотрудникам оказалось недостаточно. Задержанного стали водить из кабинета в кабинет и снова допрашивать: кто такой, чем занимаешься, зачем пришел к памятнику. При этом никто из сотрудников Александру не представлялся — ни сам, ни по его просьбе.

За это время, рассказывает мужчина, в отдел привезли еще 9 человек, задержанных возле памятника.

«Нам говорили: “Вы такие сволочи, у нас война идет, а вы экстремизмом занимаетесь”, — вспоминает Александр.

Затем к психологическому давлению присоединилось и физическое. «Пятеро крупных, плотных ребят в камуфляжной форме» стали требовать Александра разблокировать телефон, а когда он отказался, начали толкать его, бить ладонями по голове и даже насильно прикладывать его пальцы к экрану. Но телефон не разблокировался.

«Там пароль стоял, — объясняет Александр. — Их это расстроило. Они сказали, что они за мной вернуться и что тогда я запою иначе».

Ну а далее, как бывает в остросюжетных фильмах, вместо «злых» полицейских к музейному работнику Александру пришел «добрый». Он был в штатском, вежливо разговаривал и снова попросил разблокировать телефон, чтобы доказать, что Александр не экстремист. Александр разблокировал.

«Он полистал и вернул мне телефон. В этот момент пришли двое других сотрудников, они были в масках, и спросили: «Ну как там?» Тот ответил, что там [в телефоне] ничего нет. Тогда один из пришедших сказал: «Убирай всех, свидетели мне не нужны». Остальных задержанных увели, а я остался наедине с сотрудниками в масках, — рассказывает Александр. — Ну, и они начали меня бить. Я спросил, за что. Мне ответили: «Ты экстремист».

Александра сбили на пол и стали его, лежачего, пинать. Сколько это продолжалось, он наверняка сказать не может. По его внутренним ощущениям — час-полтора. Когда «бойцы» выдыхались, они выходили отдохнуть, а потом снова продолжали пинать, матеря и обзывая задержанного. Один из сотрудников, по словам Александра, очень усердствовал и пинал его в одно и то же место — в район сердца со спины. Там у Александра потом будут обнаружены основные переломы.

Во время одного из «перекуров» у избитого и лежачего на полу Александра сотрудник снова забрал телефон и сел с ним за компьютер. Что именно он делал, задержанный не знает, но слышал, что его телефон все время жужжал.

Когда экзекуция закончилась, Александра подняли с пола, потому что самостоятельно он это сделать не смог, и под руку отвели в дежурную часть. Спустя час — около половины седьмого вечера — его отпустили домой. Получается, в отделе мужчина провел более шести часов.

Врачи диагностировали у Александра Заики переломы шести ребер и двух шейных позвонков. Его госпитализировали в Сургутскую клиническую травматологическую больницу. На больничном он провел полтора месяца.

29 февраля мужчина обратился с заявлением в Следственный комитет. Оно до сих пор не рассмотрено. Бездействие следствия мы сейчас обжалуем в суде. При поддержке «Общественного вердикта» правовую помощь Александру оказывает юрист Яков Ионцев.

На фото: памятник жертвам политических репрессий в Сургуте

актуальное по теме
подписаться на рассылку