«Это вообще в Сургуте такая атмосфера?»
Суды в Ханты-Мансийском округе продолжают потворствовать бездействию следствия в делах о полицейских пытках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Суды в Ханты-Мансийском округе продолжают потворствовать бездействию следствия в делах о полицейских пытках. Судья Сургутского городского суда Елена Сутормина отказалась принять жалобу на отказ в возбуждении уголовного дела от Бакыта Карыпбаева, которого полицейские избили за возложение цветов к памятнику жертвам политических репрессий. Свой отказ она обосновала так:
«Указанная жалоба не содержит доводов о том, как решение об отказе в возбуждении уголовного дела способно причинить ущерб конституционным правам и свободам, либо затруднить доступ к правосудию».
Комментирует юрист Яков Ионцев, который при поддержке «Общественного вердикта» оказывает Бакыту Карыпбаеву правовую помощь:
«Это уже четвертый возврат жалобы по двум нашим заявителям из Сургута — Карыпбаеву и Заике [он тоже был задержан и избит за возложение цветов к памятнику жертвам политических репрессий — прим. «ОВ»], по которым вынесен единый отказ в возбуждении уголовного дела. Очень интересно, это вообще в Сургуте такая атмосфера или к конкретному делу такое отношение?
Что касается решения судьи Суторминой, то оно явно несостоятельное. Во-первых, УПК прямо предусматривает возможность обжалования отказа в возбуждении дела и не связывает это ни с какими дополнительными условиями. Во-вторых, действительно УПК допускает обжалование решений и помимо отказа в возбуждении, если они способны нарушить конституционные права гражданина, затруднить доступ к правосудию и т.д. Но даже по этим решениям заявитель не обязан при подаче жалобы доказывать суду, что решение нарушает и затрудняет — это суд, если считает иначе, должен обосновать свою позицию».
В феврале в Сургуте, как и во многих других городах страны, после того, как стало известно о гибели политика Алексея Навального, люди приходили к памятнику жертвам политический репрессий и возлагали цветы. В Сургуте, однако, полицейские не только задерживали тех, кто приходил к памятнику, но и зачем-то избивали их. От преступных действий полицейских пострадали Александр Заика и Бакыт Карыпбаев. Почти сразу же после случившегося потерпевшие обратились в Следственный комитет, но сначала их заявления не рассматривались (юристу пришлось несколько раз обращаться с жалобами в прокуратуру и в суд), а потом следствие вынесло отказ в возбуждении уголовного дела.
На фото: памятник жертвам политических репрессий. Фото Елены Истоминой