Заявление Совета Российских правозащитников
Требуем немедленного освобождения Григория Мельконьянца и отмены неправосудного приговора

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Требуем немедленного освобождения Григория Мельконьянца и отмены неправосудного приговора
Заявление Совета Российских правозащитников
14 мая 2025 года
Мы возмущены приговором нашему коллеге и другу Григорию Мельконьянцу - лидеру общероссийского движения в защиту прав избирателей “Голос”. Этот жестокий приговор политически мотивирован, произволен и неправосуден.
14 мая 2025 года Басманный суд города Москвы приговорил сопредседателя движения “Голос” Григория Мельконьянца к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима и девяти годам запрета заниматься общественной деятельностью после отбывания срока наказания. Григория осудили по части 3 статьи 284.1 УК, обвинив в организации работы “нежелательной” организации - международной организации ENEMO, Европейской сети организаций, проводящих мониторинг выборов. 12 мая гособвинение запросило для Мельконьянца шесть лет лишения свободы (максимальный срок по этой статье).
За полтора десятилетия движение “Голос” показало высочайшие профессиональные стандарты гражданского контроля над выборами, став примером для коллег во многих странах. “Голос” разработал и предложил масштабный проект реформы российского избирательного законодательства в соответствии с лучшими международными практиками, настойчиво и последовательно пытаясь внедрить их в диалоге с властями. Неоценим вклад “Голоса” в развитие гражданского общества. Обучив и включив в практическую деятельность сотни тысяч людей, “Голос” вместе с партнерами создал в России самое массовое общественное движение - движение гражданских наблюдателей.
В последнем слове Григорий заметил: “всё обвинение строится на голословной и недостоверной информации оперативных сотрудников, не обладающей доказательной силой, и на последующей фабрикации выводов, искажающих содержание документов, приложенных к делу.” Более того, именно ответы Минюста убедительно доказывают абсурдность и голословность обвинения: “Из первого отрицательного ответа Минюста России следует, что у ENEMO нет структурных подразделений в нашей стране. Из второго ответа Минюста следует, что деятельность движения «Голос» не была признана “нежелательной”. Также не было никаких судебных или иных решений о запрете или ограничении деятельности «Голоса». Наконец, то, что организация ENEMO и движение «Голос» суть две разные организации, подтверждают решения уполномоченных государственных органов, которые включили их в два разных реестра: ENEMO — в перечень организаций, деятельность которых признана “нежелательной”, а движение «Голос» — в реестр т. н. «иноагентов»” (из последнего слова Мельконьянца).
Удержание власти путем фальсификации выборов было и остается одной из важнейших целей и характерных черт современного российского государства. Движение общественного контроля за выборами, занятые этим контролем неправительственные организации - прежде всего “Голос” - были первейшей мишенью властей со времен учреждения “иноагентского” законодательства: “Голос” был первым принудительно включен в реестр “иностранных агентов”.
В деле Григория Мельконьянца отсутствуют событие и состав преступления. Но этот неправосудный приговор построен не только на сфальсифицированных доказательствах, но и на неправовой законодательной базе.
Законы об “иностранных агентах” и о “нежелательных организациях”, криминализирующие международное сотрудничество, невозможны в демократическом обществе, они нарушают Конституцию России и ее международные обязательства в сфере прав человека.
Сегодняшний приговор для власти, по сути, саморазоблачителен: это “явка с повинной”. Но этот приговор также есть очевидное признание многолетней высокопрофессиональной работы Григория Мельконьянца и движения “Голос” в его лице.
Мы выражаем нашу солидарность и поддержку Григорию и всем коллегам в движении “Голос”.
Мы требуем от российских властей отмены приговора в связи с отсутствием события преступления, немедленного освобождения Григория и снятия с него всех обвинений!
Подписи:
- Галина Арапова
- Светлана Астраханцева
- Александр Верховский
- Светлана Ганнушкина
- Сергей Давидис
- Юрий Джибладзе
- Леонид Драбкин
- Сергей Кривенко
- Сергей Лукашевский
- Каринна Москаленко
- Олег Орлов
- Лев Пономарёв
- Ян Рачинский
- Ольга Садовская
- Екатерина Сокирянская
- Наталья Таубина
- Александр Черкасов
- Елена Шахова