Заявление Комиссии по мониторингу о выполнении обязательств Российской Федерацией
По-прежнему существует ряд областей, где Россия должна сосредоточить свои усилия или действовать более энергично: речь идет о законодательном запрете на смертную казнь, несмотря на возможную непопулярность такой меры, о реформе прокуратуры, что позволит гарантировать ее независимость и беспристрастность, а также отделить функции расследования уголовных дел от функций надзора в ходе предварительного следствия, в том числе и в отношении заявлений о пытках
1. С тех пор как в 1996 году Российская Федерация приняла решение войти в европейскую семью Совета Европы и разделила общие европейские основополагающие ценности, она продолжает двигаться вперед на пути к реализации обязательств в отношении СЕ.
2. Совершенно очевидно, учитывая размеры России, ее культурное, этническое и религиозное разнообразие, наследие прошлого и новые геополитические вызовы, процесс реформ не может быть осуществлен в один день. С другой стороны, лишь благодаря решимости выполнять все утвержденные сообща нормы и реализуя их на практике, государства-члены смогут построить общий дом демократии.
3. В этой связи по-прежнему существует ряд областей, где Россия должна сосредоточить свои усилия или действовать более энергично: речь идет о законодательном запрете на смертную казнь, несмотря на возможную непопулярность такой меры, о реформе прокуратуры, что позволит гарантировать ее независимость и беспристрастность, а также отделить функции расследования уголовных дел от функций надзора в ходе предварительного следствия, в том числе и в отношении заявлений о пытках, а также о выводе последних вооруженных соединений и военной техники России, в частности, с территории Молдовы.
4. Уровень смертности и дедовщина в армии, а также случаи пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинства обращения, о чем сообщается по отношению ко многим местам содержания под стражей по всей стране, являются неприемлемыми. По-прежнему вызывает крайнюю озабоченность сохраняющаяся безнаказанность и отсутствие гласности при проведении расследований в отношении нарушения прав человека в Чечне, несмотря на некоторый прогресс в области восстановления демократических институтов. Кроме того, российские власти должны принять более эффективные меры по борьбе с распространением на территории страны актов насилия, связанных с дискриминацией, ксенофобией и гомофобией.
5. Россия должна также продемонстрировать верность своим обязательствам, соблюдая основные документы Совета Европы, в частности безотлагательно ратифицировав Протокол № 14 к ЕКПЧ, что будет содействовать реформе Европейского суда по правам человека, в том числе и в интересах российских граждан.
6. В декабре 2007 года российские избиратели выберут новый парламент, а в марте 2008 года они будут голосовать за нового президента. Эти выборы дадут возможность России показать свою решимость организовать свободные и справедливые выборы, соответствующие нормам Совета Европы.
7. В этой связи Комиссия по мониторингу напоминает, что она высказала в Резолюции 1455 (2005) свою озабоченность в связи с новым законодательством о выборах, на основании которого был установлен значительно более высокий избирательный порог (7%), критерий “двойного порога” – необходимость для политических партий быть представленными в 50 регионах страны, запрещены предвыборные коалиции, что фактически приведет к снижению минимального числа партий, представленных в Государственной Думе (с четырех до двух), а также другие ограничительные нормы в отношении партий, которые могут участвовать в избирательном процессе, что воздвигает препятствия на пути в парламент по сравнению с парламентскими выборами 2003 года, и создает преимущества для тех партий, которые уже представлены в существующем составе Государственной Думы.
8. Комиссия по мониторингу выражает также свое сожаление в связи с сообщениями о многочисленных ограничениях в отношении свободы выражения мнения, ассоциаций и собраний, а также о все более многочисленных физических угрозах, судебных процессах, увольнениях и преследованиях по отношению к журналистами и правозащитникам. Многие электронные СМИ, прежде всего каналы национального телевещания, фактические находятся под контролем государства. Законодательство 2006 года об общественных объединениях и недавно измененный закон о борьбе с экстремизмом могут выборочно использоваться против критиков и противников режима. По мере приближения к выборам власти жестоко разогнали ряд мирных демонстраций, протестовавших против правительственной политики, отказав в разрешении на проведение этих акций и используя чрезмерную силу в отношении манифестантов, которых заключали под стражу (“Марши несогласных” в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Самаре с марта по май 2007 года, гей-парад 2007 года в Москве, планировавшийся на 27 мая). Комиссия сожалеет, что правосудие в России остается в подчинении у государственных органов, как об этом свидетельствуют дело ЮКОСа и недавняя депортация с российской территории грузинских граждан. Правоохранительные органы и суды не могут или не желают проводить должное расследование и возбуждать уголовные дела в отношении лиц, совершивших убийства или другие уголовные акты в отношении журналистов и критиков режима по политическим или иным мотивам, в том числе и по таким громким делам, как дела Политковской и Литвиненко.
9. Учитывая вышесказанное, Комиссия по мониторингу настойчиво призывает российские власти гарантировать эффективное и демократическое осуществление свободы выражения мнения и собраний, а также предоставить в перспективе будущих выборов всем партиям, которые будут в них принимать участие, дополнительные условия для открытой, прозрачной и равной конкуренции. Комиссия призывает, в частности, российские власти:
9.1 гарантировать проведение свободных и справедливых выборов и предоставить настоящую возможность участвовать в выборах и проводить избирательную кампанию оппозиционным партиям;
9.2 гарантировать свободу выражения мнения и избегать любой цензуры в СМИ;
9.3 давать разрешение на проведение мирных демонстраций независимо от политических или иных целей, следить за тем, чтобы манифестанты, не нарушающие общественный порядок, не преследовались, не помещались под стражу; провести эффективное расследование и преследовать в законном порядке недавние попытки насильственного препятствования мирным демонстрациям;
9.4 в соответствии международно-признанными стандартами в области проведения выборов, гарантировать в полном объеме доступ национальных и международных наблюдателей к наблюдению за выборным процессом на выборах в Государственную Думу и президентских выборах;
9.5 провести эффективное расследование всех без исключения нарушений прав человека и соответствующим образом наказать виновных;
9.6 рассмотреть возможность изменить Закон 2006 года об общественных объединениях, исключив из него наиболее ограничительные меры.
10. Комиссия полагает, что действующие стандарты Совета Европы, в частности, основанные на Европейской конвенции о защите прав человека, являются лучшей основой для эффективной оценки процесса выборов. В этой связи Комиссия призывает Российскую Федерацию обратиться к Ассамблее за содействием для наблюдения за выборами в полном сотрудничестве с ОБСЕ/БДИПЧ. Комиссия просит также Бюро Ассамблеи развернуть крупномасштабные миссии на этапе до выборов и во время выборов в рамках предстоящих в России кампаний по парламентским и президентским выборам.
11. Комиссия не пожалеет усилий для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между Советом Европы и Россией во всех других областях, где СЕ может оказать свое политическую поддержку и техническое содействие. Комиссия продолжит также свой диалог с российскими властями в поддержку продвижения России в выполнении своих обязательств. В этих целях Комиссия разрешает содокладчикам Комиссии по мониторингу посетить Северный Кавказ и Москву осенью 2007 года.