18+

«Инструмент подавления гражданского общества»

publicverdicti
09/12/2022 17:00

Спецдокладчики ООН раскритиковали новый российский закон об «иноагентах»

img

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

В конце ноября Спецдокладчик ООН по свободе собраний и ассоциаций и Спецдокладчик ООН по положению правозащитников направили обращение руководству России с критикой «иноагентского законодательства». Это далеко не первое обращение. Начиная с 2012 года, когда институт «иностранных агентов» появился в российском законодательстве, Специальные докладчики 16 раз обращались к России с критическими оценками как законодательства, так и его правоприменения.

Последнее обращение содержит анализ рамочного закона об «иностранных агентах», который вступил в силу 1 декабря. Спецдокладчики отмечают, что новый закон распространяет институт «иностранного агента» на любое физическое лицо вне зависимости от гражданства, любое юридическое лицо вне зависимости от формы и страны регистрации, а также на любое неформальное объединение людей. По их мнению, слишком широкое определение статьи 1 закона позволяет назвать «иностранным влиянием» практически любой тип взаимодействия с иностранным лицом или организацией с любой целью. Спецдокладчики также указывают, что чрезмерно широкое определение политической деятельности допускает расширительное толкование и подвергает гражданское общество риску политически мотивированным ограничениям и репрессиям. Это может привести к дальнейшей стигматизации или криминализации отдельных активистов и объединений и негативно сказаться на и без того сужающемся гражданском пространстве и демократии в стране.

Отдельное внимание в анализе уделяется требованиям по регистрации и отчетности для «иностранных агентов». Спецдокладчики указывают, что некоторые требования о раскрытии информации могут нарушать право на неприкосновенность частной жизни, а также право на свободу ассоциации.

Специальный докладчик по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциации вновь отмечает, что требование к организациям гражданского общества публично раскрывать финансовую информацию представляет собой серьезное ограничение свободы ассоциации. Цитируем: «Такое требование признано обоснованным в отношении объединений, получающих государственные средства, но только в отношении таких средств конкретно, а не в отношении их финансов в целом». Кроме того, «все требования к отчетности должны быть разработаны таким образом, чтобы защищать права доноров, бенефициаров и сотрудников ассоциаций».

Спецдокладчики отмечают, что защита личной информации часто имеет жизненно-важное значение для создания благоприятной среды для гражданского общества, и указывают на важность принятия мер по обеспечению конфиденциальности данных для защиты от их несанкционированного использования.

Спецдокладчики подчеркивают, что широкие и абсолютные полномочия Минюста по контролю за деятельностью «иностранных агентов», включая плановые и внеплановые проверки, могут приводить к злоупотреблениям и быть использованы для преследования неправительственных организаций, осуществляющих свою законную и допустимую деятельность и реализующих свои основные права и свободы в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП).

В документе указывается, что уголовные наказания часто используются властями не по назначению, а в качестве инструмента подавления представителей гражданского общества, и у правозащитников могут несоразмерно ущемлять права на свободу мнений и их свободное выражение, а также права на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Спецдокладчики отмечают, что уголовное наказание может удерживать людей от участия в законной деятельности. Например, в мониторинге нарушений прав человека. Отдельно они подчеркивают, что несоразмерная и ненужная криминализация и стигматизация неправительственных организаций и активистов затрагивают не только их права на свободу выражения мнений и ассоциации, но и могут нарушать их социально-экономические права, защищенные Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах – такие как право на труд и на достаточное питание, одежду и жилище.

В заключении Специальные докладчики просят российское правительство прокомментировать обозначенные в анализе проблемы, а также объяснить:

  • как новый закон соотносится с международными обязательствами России в области прав человека;
  • в какой степени термины «иностранный агент» и «иностранное влияние» отвечают принципу правовой определенности, установленному МПГПП;
  • как меры, принимаемые в соответствии с законом об «иностранных агентах», соответствуют требованиям, необходимым в демократическом обществе, и соразмерности в соответствии с международным правом прав человека.

Отдельно Специальные докладчики просят проинформировать о том, какие приняты меры для предотвращения и исправления любых нарушений прав человека, которые могут возникнуть в результате применения «иноагентского законодательства», включая меры по возмещению в результате возможных нарушений права на свободу ассоциации, любого финансового и репутационного ущерба, а также возможных нарушений прав на конфиденциальность данных.

Фото: Paul Hartley

актуальное по теме
подписаться на рассылку