18+

«Похоже на обращение в рабство»

publicverdicti
01/02/2023 12:10

Эксперты фонда «Общественный вердикт» о бессрочной частичной мобилизации

img

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

Частичная мобилизация отличается от призыва тем, что не имеет установленных законом сроков службы каждого мобилизованного. Означает ли это, что мобилизация предустановлена как бессрочная? Комментируют эксперты фонда «Общественный вердикт» Яков Ионцев и Светлана Яблонская.

Сколько должен служить мобилизованный?

Яков Ионцев (юрист практики по защите прав человека):

Сейчас мобилизация регламентируется указом президента от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» и законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Закон не содержит указаний на какие-либо ограничения срока службы мобилизованных, т.е. фактически срок службы ограничен только усмотрением властей.

Срок службы мог бы быть оговорен указом об объявлении мобилизации, благо указ выносится в конкретных условиях и может и должен их учитывать. Однако срок службы никак не определен и указом. Таким образом

служат сейчас мобилизованные бессрочно, «до особого распоряжения».

Примечательно, что о следующей волне мобилизации не объявлено, более того — само её планирование отрицается. Другими словами, официально не планируется призвать новых мобилизованных для смены прежних. Это значит, что демобилизация не планируется.

Сама по себе, в отрыве от конкретных сегодняшних условий, такая возможность вряд ли представляет собой что-то странное. В двух мировых войнах мобилизованные служили именно так, «до окончания войны или негодности к службе». Безусловно, это было оправдано в условиях тотальной войны, с миллионными армиями и миллионными же потерями. Вероятно, это было бы оправдано и в условиях стремительной маневренной войны, которая так или иначе заканчивается за несколько месяцев.

Но СВО ведется уже без малого год и сравнительно немногочисленной группировкой, что вряд ли позволяет считать оправданной бессрочную службу.

Во-первых, мобилизация немногочисленных граждан, но зато на неопределенный срок нехорошо похожа на обращение в рабство. В обоих случаях нарушаются права конкретного человека, а само нарушение ограничено во времени только волей лица, принявшего это решение. Ещё более похожим на рабство делает положение таких мобилизованных то, что их сравнительно немного, а значит, их можно было бы через какое-то время сменить. Но это почему-то даже не планируется.

Во-вторых, надо отметить известный психологический феномен — человек куда лучше переносит тяготы и ограничения, срок окончания которых ему заранее четко известен, чем такие же, но с неопределенным сроком окончания.

 

О стрессе неопределенности и психологическом аспекте отсутствия ограничения срока мобилизации

Светлана Яблонская (кризисный психолог, фонд «Общественный вердикт»):

Мобилизованные уже находятся в ситуации высокого дистресса, переживая нечто, «выходящее за рамки обычного человеческого опыта» — согласно МКБ-10 (Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Десятого пересмотра — ред.), это одна из характеристик шоковой травмы. Мобилизованные вырваны из обычного круга родных и знакомых, круга обычных обязанностей. Прежние правила адаптации к жизни уже не действуют, новым только предстоит научиться. Взрослые люди прогнозируют результаты своих действий, опираясь на прошлый опыт, здесь же это невозможно. Под вопрос ставится сама жизнь.

Стресс неопределённости считается одним из самых разрушительных для психики; человеку легче знать прогноз того, что с ним произойдёт, даже если это прогноз неблагоприятный, чем оставаться в неведении. Принято считать, что эта нелюбовь к неопределённости закладывалась эволюционно: для выживания важно было понимать закономерности происходящего и формировать на их основе привычки, тогда как потеря контроля над ситуацией воспринималась – и продолжает восприниматься сейчас, в особенности в стрессовых ситуациях — как угроза. Таким образом, стресс неопределённости прибавляется к уже существующему тяжелейшему боевому стрессу.

 

Если бы в указе о частичной мобилизации был установлен срок, привело бы это к ситуации, что в день ее окончания мобилизованные «просто встанут и уедут домой»?

Яков Ионцев:

Здесь имеется терминологическая путаница. Мобилизация в нашем законодательстве — это перевод всей экономики и работы всех организаций в режим военного времени — «комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени»: Ст. 1 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

Но сейчас в отношении мобилизованных осуществлен «призыв на военную службу по мобилизации». П. 2 указа президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». Т.е. действительно необходимым условием их призыва на службу и дальнейшего нахождения на службе является режим мобилизации. И если этот режим будет отменен, то мобилизованные должны быть уволены с военной службы.

Но ничто не мешает, сохраняя режим частичной мобилизации, издать указ об увольнении с военной службы, например, «военнослужащих, призванных на военную службу по мобилизации в период с … по …». Это не требует отмены указа о мобилизации в целом — так же как регулярно выносимые указы об увольнении военнослужащих срочной службы не требуют отмены указов об их призыве.

актуальное по теме
подписаться на рассылку