Власти ликвидировали НКО «Человек и Закон»
Власти ликвидировали старейшую в Марий Эл правозащитную организацию «Человек и Закон». НКО работала с 1999 года
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Сегодня Верховный суд Республики Марий Эл вынес решение по иску Минюста, требовавшего ликвидировать межрегиональную общественную правозащитную организацию «Человек и Закон». Суд удовлетворил иск Минюста.
В конце 2022 года Минюст провел в НКО внеплановую проверку и на основании ее результатов сразу же обратился в суд с иском о ликвидации организации. По мнению Миниюста, организация допустила грубые нарушения, которые влекут за собой ликвидацию: не промаркировала «иноагентским» статусом ряд обращений в госорганы и некоторые посты в соцсетях, проводила мероприятия в регионах, где нет ее структурных подразделений, а также участвовала в не предусмотренных уставом мероприятиях - помогала людям, живущим с ВИЧ и наркозависимым.
«Организация знает о наших требованиях, не впервые подвергается проверкам, но продолжает нарушать закон», - заявил в суде во время прений представитель Минюста.
Здесь нужно отметить, что в 2020 году Минюст уже пытался ликвидировать «ЧиЗ». Тогда ведомство точно так же после плановой проверки сразу же обратилось с иском в суд, не дав времени на устранение выявленных мелких нарушений. Но тогда в суде юристам «Общественного вердикта» и юристу «ЧиЗ» Владимиру Протасову удалось отстоять организацию.
На этот раз судья поинтересовался у представителя Минюста, выносило ли после проведения проверки ведомство предупреждения об устранении нарушений. Ответ: «Нет, мы сразу направили иск о ликвидации». И суд, судя по всему, этим оказался удовлетворен.
Между тем, во время прений руководитель «ЧиЗ» Ирина Протасова напомнила, что организация «Человек и Закон» была создана в 90-ые годы. «Мы создавали ее с Сергеем Подузовым, - рассказала она. - И создавали потому, что видели, сколько нарушений и произвола в то время было - со стороны полиции, ФСИН, военкоматов. А у многих людей не было знаний, чтобы защищаться самостоятельно, или денег, чтобы платить адвокатам. И мы тогда решили, что организация нужна людям, чтобы решать социально значимые проблемы».
По словам Протасовой, защита права на охрану здоровья граждан предусмотрена Уставом НКО. Поэтому она не понимает, почему Минюст считает, что работа с людьми, живущими с ВИЧ, это не профиль «ЧиЗ». «Что это, если не охрана здоровья? Но Минюст трактует узко: если нет в уставе строки «Люди, живущие с ВИЧ», значит, мы с ними работать не можем», - добавила она.
По мнению «ЧиЗ», неверно Минюст трактует закон, когда запрещает проводить НКО разовые мероприятия в регионах, где у нее нет представительств: «Если анализировать цель законодателя, статья 14 закона «Об общественных объединениях» изначально задумывалась не для того, чтобы усложнять жизнь НКО требованием создавать представительства ради одного единственного мероприятия. Данная статья используется для ведения классификации организаций (местные, региональные, межрегиональные) для применения к ним государством льгот и мер социальной поддержки на различных уровнях - городском, региональном, федеральном».
«Согласно позиции Конституционного суда, сами по себе нарушения не являются причиной для ликвидации НКО, - отметил во время прений юрист Владимир Протасов. - Ликвидация может быть только крайней мерой, и применяться только в исключительных случаях, когда НКО наносит реальный вред. Любое иное применение инструмента ликвидации Конституционный суд считает несоразмерным наказанием. При этом Пленум Верховного суда перечислил нарушения, которые являются грубыми и указал, что они обязательно влекут за собой вредные последствия. Минюст не представил ни одного доказательства того, что нарушения, допущенные «Человек и Закон», кому-то навредили».
Сегодняшнее решение о ликвидации «Чиз» будет обжаловано. Защищают НКО юрист организации Владимир Протасов, а также при поддержке «Общественного вердикта» юрист Елена Першакова и адвокат Ольга Подоплелова.