Нижегородские власти намерены привлечь ФСБ для контроля качества пищевых продуктов в регионе. Об этом заявил местный министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Леонид Седов.
Нижегородские власти намерены привлечь ФСБ для контроля качества пищевых продуктов в регионе. Об этом заявил местный министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Леонид Седов. Таким образом, местные власти рассчитывают использовать миф о всемогуществе упомянутой спецслужбы для поддержки нижегородских производителей.
Лозунг «Покупайте нижегородское!» – один из коньков губернатора Валерия Шанцева. Однажды он пообещал «отвернуть башку любому, кто ущемит интересы Нижегородской области» и теперь последовательно реализует политику по защите местных производителей самыми разными способами.
Еще в прошлом году на дорогах на базе постов ГИБДД были оборудованы пункты контроля качества ввозимых в регион пищевых продуктов. В результате теперь информационные агентства то и дело сообщают о несанкционированных баранах или партиях мяса, пересекающих границу региона без соответствующих ветеринарных документов. Кроме того, органы ветнадзора вместе с местной милицией ведут поиск некачественной иногородней продукции внутри области.
В этой борьбе участвуют и другие серьезные органы. Например, лицензионная палата Нижегородской области как-то разослала местным оптовикам, торгующим алкоголем, письма с требованием увеличить долю нижегородских ликеро-водочных заводов не менее чем до 80%. В результате один из участников рынка пожаловался в антимонопольную службу, и ввоз иногородней водки в регион никто из торговцев ограничивать так и не стал.
Затем та же история повторилась, но уже с пивом: лицензионная палата в эпистолярной же форме потребовала от оптовиков пива увеличить долю нижегородских заводов до 60%, и тем пришлось тоже обращаться в ФАС, чтобы обезопасить себя от нижегородского протекционизма. Сам губернатор уже и с крупными торговыми сетями успел побороться, требуя от тех отменить бонусы за вхождение на торговые площади, закрывающие туда доступ для небольших местных компаний. Правда, в конце концов, Валерий Шанцев сделал ставку на малые формы торговли и открыл киоск в спальном микрорайоне, предназначенный для исключительной продажи продукции местных производителей без посредников.
А в минувшие праздники губернатор открыл ярмарку под девизом «Покупайте нижегородское!» уже в Москве, в Юго-Восточном округе. В ближайшие дни в Нижнем Новгороде также должен быть учрежден собственный региональный знак качества, который будет ставиться на продуктах – получить его после соответствующей сертификации предлагается всем желающим, но очевидно, что нижегородские предприятия станут первыми претендентами на «медаль».
Однако участие чиновников, ветеринарных инспекторов и милиции в защите всего нижегородского Шанцев счел недостаточным и теперь намерен привлечь в помощь и ФСБ. Заявление о таком намерении министр сельского хозяйства Леонид Седов сделал на праздновании векового юбилея российского кефира (100 лет назад в России была запатентована первая его бутылка). Празднование проводилось в виде дегустационного конкурса, по результатам которого лучшими были признаны именно нижегородские производители, а кефир из Воронежа и Владимирской области был забракован микробиологами еще на предварительном этапе.
Министр говорит, что на протяжении многих лет в область практически бесконтрольно ввозилась пищевая продукция низкого качества, и Шанцев весьма недоволен тем, что недобросовестные поставщики «относятся к Нижегородской области как к какой-то яме, куда можно скидывать все некачественные товары», он требует от различных служб усилить контроль за качеством. Ну а ФСБ поможет повысить «эффективность борьбы со структурами, производящими и продающими некачественные и даже опасные для здоровья граждан продукты».
В Управлении ФСБ по Нижегородской области заявление министра прокомментировать отказались. По неофициальным данным, к борьбе за качество продовольствия в регионе сотрудники управления пока не приступили. В областной целевой программе «О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области, на 2007–2010 годы» никаких бюджетных расходов на местное управление ФСБ, разумеется, не запланировано. Привлечь это ведомство в помощь Шанцев может, видимо, лишь путем своих личных договоренностей с руководством нижегородского управления.
Зато сейчас уже одно упоминание ФСБ в кефирном контексте придает нижегородской кампании новый статус. ФСБ закономерно унаследовала от КГБ ее эффектную мифологию всемогущества с героическими сказками и теориями заговоров. Теперь этот миф вольно или невольно поддерживают в общественном сознании самые разные граждане – и сторонники этого секретного ведомства, и его непримиримые противники. С точки зрения такого мифического сознания, если ФСБ займется контролем качества товаров в Нижегородской области, то молоко перестанет киснуть, кефир будет лучше кваситься, а мясо дольше оставаться свежим.
Многие люди испытывают стойкую потребность иметь под боком ведомство, которое бы следило за всем и вся и знало о них всё. Такой ранний детский комплекс, сформированный в первые годы как результат недостаточной родительской заботы. Нереализованная младенческая страсть, не осуществившееся вовремя желание неусыпного контроля и опеки со стороны всесильного взрослого. Поэтому-то миф о всемогуществе присущ спецслужбам всего мира. И формируется обычно даже без особых усилий с их стороны. Поэтому спецслужбы вечны, как вечно несовершенство материнской и отцовской любви в нашем мире. Отсюда и желание губернатора Шанцева поэксплуатировать этот миф на благо нижегородского продукта.
Светлана Гамзаева, “Независимая газета”