Выступление министра внутренних дел Владимира Колокольцева в Совете Федерации 30 октября активизировало обсуждение вопроса, куда же дальше должно двигаться МВД. Поводом для обсуждения стали слова министра о том, что медведевская реформа МВД не достигла результатов, которых ожидало общество. В связи с этим многие аналитики стали говорить, что грядет контрреформа и, по сути, откат к ситуации 2008-2009 гг.
Выступление министра внутренних дел Владимира Колокольцева в Совете Федерации 30 октября активизировало обсуждение вопроса, куда же дальше должно двигаться МВД. Поводом для обсуждения стали слова министра о том, что медведевская реформа МВД не достигла результатов, которых ожидало общество. В связи с этим многие аналитики стали говорить, что грядет контрреформа и, по сути, откат к ситуации 2008-2009 гг.
Отбросив проект «дорожной карты» с признанием проблем с регистрацией преступлений и работой полиции, обсуждавшийся в 2012-2013 гг., МВД собирается жить по госпрограмме «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной распоряжением правительства от 6 марта текущего года. Очевидно, что документ, принятый спустя почти год после вступления в должность Владимира Колокольцева, готовился под его непосредственным руководством и отражает видение ситуации и перспектив командой, стоящей сейчас во главе МВД.
Генеральная логика реформ и развития спрятана в огромном бюрократическом тексте, в котором такие вещи, как «цели и задачи», «основные направления» и т. п., редко содержат какую-то важную информацию. Но есть в госпрограмме по крайней мере одна часть, относительно которой можно с уверенностью ожидать, что ведомство приложит все силы к ее буквальной реализации. Это набор числительных: целевых индикаторов, по которым планируется оценивать успешность реформы. Вот тут можно не сомневаться, что с каждого будут спрашивать достижение заданных значений показателей на отчетный период, и мы точно можем сказать, глядя на эти показатели, на что будут направлены реальные усилия полицейского руководства.
Первый блок показателей касается внутренних организационных вопросов работы МВД - повышения обеспеченности жильем, доли учебных дисциплин, обеспеченных учебно-методической документацией, и т. п. Эти показатели дают в сумме 12% от общей оценки успешности реализации государственной программы. По этим показателям предполагается радикальный рост. Так, например, уровень обеспеченности сотрудников жилыми помещениями должен подняться в пессимистичном варианте с 2,2 до 60% к 2020 г., а в оптимистичном - до 100%. Другими словами, страна должна за семь лет практически с нуля построить жилье всем сотрудникам МВД.
Второй блок - это, собственно, хорошо знакомые нам «палки», только теперь на уровне государственной программы. Раскрываемость должна расти, преступления - выявляться, пропавшие граждане - разыскиваться и т. д. Показатели такого типа составляют более 85% от общей оценки успешности госпрограммы. По ним, разумеется, предусмотрен рост, хотя и довольно скромный: количество убийств должно сокращаться на пару процентов в год, раскрываемость убийств - вырасти на 28% к 2020 г. Улучшиться должно и «соблюдение законности», которое тоже выражено в числительных (должно стать меньше реабилитированных на разных этапах расследования дел). Но в реальности эти цифры не о законности - они об усилении или практики не прекращать дела в отношении невиновных «любой ценой», или практики не задерживать возможных нарушителей, пока есть хоть какие-либо сомнения, что их вину удастся доказать.
Наименее же амбициозные цели МВД себе ставит там, где в наименьшей степени способно «подвинтить» в свою пользу результаты. Доля граждан, уверенных в защищенности своих интересов, должна возрасти только с 45 до 50%. Однако остается вопрос: обеспеченность жильем выросла в 30 раз, уровень денежного довольствия (относительно средней зарплаты) удвоился, а доля граждан, почувствовавших на себе результат, возросла лишь чуть-чуть, доползя только-только до половины. Стоят ли такие результаты столь масштабных вложений?
Но хуже другое. Почти все показатели, которые должны отражать эффективность программы, - это часть регулярной отчетности всех органов внутренних дел. За последние полвека они с блеском научились этими показателями манипулировать и корректировать их удобным для себя образом. Соответственно, вместо содержательной работы над улучшением и развитием ведомства мы опять получим работу на отчетные показатели, которые вышестоящие будут выколачивать из нижестоящих, а те «рисовать»: «грамотно» работая с квалификацией дел, отфутболивая неудобных заявителей или добиваясь признания подозреваемых в том, чего они не совершали. То есть продолжат работать так, как сейчас, без каких-либо изменений. Возможная реформа правоохранительной системы извне в программе отнесена к рискам. МВД обосновывает это снижением «уровня организации взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений».
Но ни одно ведомство, особенно такое громоздкое и закосневшее в проблемах, как МВД, не может реформировать само себя. Даже при самых благих намерениях оно будет опираться на собственные отчетные показатели, привычные и для начальства (и потому попадающие во все проекты и программы), и для подчиненных (и потому сфальсифицированные чуть более чем полностью). Поэтому никакой настоящей реформы от нынешнего руководства МВД ждать не следует. И в будущем все их предложения, скорее всего, будут такими же - ориентированными на «палки» и не имеющими никакого отношения к реформам. Парадигма останется прежней - вертикальное управление, которое, по меткому выражению Виктора Шендеровича, понимает только числительные. А значит - управляет только «палками». Просто годовой отчет «О результатах работы» будет подшиваться еще и в папку «Реализация госпрограммы за период…».
Авторы - ведущие научные сотрудники и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге
Элла Панеях, Кирилл Титаев, Мария Шклярук, “Ведомости”