Напуганное отечество
Россияне не согласны с мнением, что после эпохи свободы 90-х годов в стране наступила эра порядка. Как показали представленные вчера результаты исследования «Левада-Центра», по ощущениям граждан свободы за последние годы стало как раз больше, а порядка и уверенности – меньше. Еще граждане полагают, что в России стало меньше радости и больше страха
Россияне не согласны с мнением, что после эпохи свободы 90-х годов в стране наступила эра порядка. Как показали представленные вчера результаты исследования «Левада-Центра», по ощущениям граждан свободы за последние годы стало как раз больше, а порядка и уверенности – меньше. Еще граждане полагают, что в России стало меньше радости и больше страха.
Характерно, что сам Юрий Левада недоумевает по поводу полученных его службой данных. «Для нас это некоторая загадка. Вероятно, под свободой имеется в виду свобода от порядка, когда можно делать все, что угодно, несмотря на попытки установить порядок, которые у нас всегда приводят к беспорядку», – сообщил он «НИ». О том, что свободы в России в последние годы стало больше, сообщили 55% респондентов. При этом 68% считают, что в стране стало меньше порядка, а 57% чувствуют себя менее уверенно, чем раньше.
По мнению же 58% опрошенных, за последние годы в России стало больше страха. А 56% заметили уменьшение радости. «Видимо, нехватка уверенности делает радость мельче», – говорит Юрий Левада. По словам социолога, по всем экономическим показателям граждане стали жить лучше. Но «люди не считают долговечным экономический рост, не уверены, что он будет продолжаться, и убеждены, что нефтяные источники благополучия не надежны и не приведут страну к добру». Страх возникает из-за опасений за собственное благополучие. «Больше беспокойства стало по поводу того, что экономика на местном уровне не растет и угрожает безработица», – заметил г-н Левада.
Общественное мнение примерно напополам (41% против 40%) расколото по отношению к тому благодаря или вопреки порядку возникает свобода. Что свобода основывается на порядке, считают руководители, молодежь 18–24 лет и интеллигенция. Противоположный взгляд на свободу у военных, милиционеров, предпринимателей и домохозяек. Юрий Левада также говорит о том, что мнение зависит от социального статуса и жизненных перспектив: «Пожилые и больные видят вещи похуже, молодые и здоровые – получше. Особенно, если у них есть перспектива жить лучше».
Александр Колесниченко, Новые Известия