русский | english
Политика конфиденциальности
Умение противостоять выгоранию

Умение противостоять выгоранию - это часть профессионализма, которым коллеги могут делиться друг с другом, перенимая друг у друга особые умения и навыки. Перед нами история краснодарского психолога Натальи Михайловны Стрельцовой, в которой она, в частности, раскрывает свои секреты стойкости и радости.

Социальная адвокатура

Социальная адвокатура - это оказание юридической помощи гражданам, не имеющим возможности заплатить за услуги юриста, бесплатная для обращающихся помощь. Казалось бы: при чём здесь реабилитация пострадавших от произвола? Однако связь прямая: человек, пострадавший от неправомерных действий властей, хочет, чтобы справедливость была восстановлена, это важно для восстановления его веры в себя и окружающий мир. Справедливость восстанавливается в первую очередь в суде, на адвокатов нужны деньги, которых у пострадавших часто нет, и таким образом доступ к услугам социальной адвокатуры становится важнейшим условием успешности проводимой реабилитации. Обычно юристы выполняют свою работу, психологи - свою, иногда работают в паре, но есть и уникальные истории - такие, как приводимая ниже история Елены Германовны Струтинской, которая одновременно является и психологом, и социальным адвокатом.

Работа с организациями: позитивный подход
AI – это философия познания, этическая и нормативная позиция, методология проведения изменений и подход к лидерству и развитию организации. Практико-ориентированное определение AI следующее – это коэволюционное исследование, поиск лучшего в людях, их отношениях, организациях и имеющих отношение к делу сообществах. При наиболее широкой постановке вопроса AI включает систематическое обнаружение того, что придает витальность живой системе в тот момент, когда она находится на пике своей эффективности, насыщенности, конструктивности в экономическом, экологическом и человеческом планах.
В помощь мужчинам, пережившим сексуальное насилие
“В помощь мужчинам, пережившим сексуальное насилие в тюрьме” - материал, разработанный австралийской общественной организацией “Нет - сексуальному насилию в тюрьмах”. В России практически не принято говорить об этой проблеме, равно как и о проблеме сексуального насилия в армии, в детских домах и прочих “режимных” учреждениях, и о проблеме сексуального насилия над мужчинами. Мы надеемся, что данный материал поможет как самим людям, которые подверглись насилию, так и их родственникам, и специалистам помогающих профессий.
Интервью с Дэвидом Денборо о проекте “Нет - сексуальному насилию в тюрьмах”
Камерон Бойд из Австралийского центра по исследованию сексуального насилия (ACSSA) беседует с Дэвидом Денборо, одним из основателей общественной организации “Нет - сексуальному насилию в тюрьмах” (Preventing Prisoner Rape Project). Задача этой организации - обеспечивать поддержку людям, пережившим сексуальное насилие в тюрьмах и других “казенных заведениях” (в детских домах, в психиатрических больницах, и пр.), и просвещать более широкое сообщество, распространяя информацию о данной теме.
Письменное слово и коллективные нарративные практики

Очень часто люди не одиноки в том, что им довелось пережить; есть более широкое сообщество, объединенное этим опытом. Однако те, кто пережил травму, как правило, чувствуют себя очень одинокими, изолированными от других людей. Мне кажется, важно разрабатывать и применять методики, помогающие преодолеть не только последствия травмы, но и последствия подобной изоляции.

Спасти сказанное от проговаривания

В данной статье я бы хотел поделиться некоторыми способами непривычного и творческого использования письменного слова. На мой взгляд, творческий подход неотделим от развития нарративной практики. Когда в своей работе я пытаюсь сделать что-то по-новому, непривычным способом, это придает мне сил и ведет ко все новым открытиям. Поэтому я надеюсь, что эта статья побудит читателей вспомнить те случаи, когда они тоже делали что-то по-своему.

Нарративная практика и социальные движения
Мы - психологи, психотерапевты, социальные работники и те, кто работает с сообществами - часто слышим истории о человеческом страдании. Наша роль в современной культуре, в каком-то смысле, и состоит в том, чтобы быть “приемниками”, реципиентами, собирателями историй о страдании (Waldergrave, Tamasese, Tuhaka & Campbell, 2003). Очень часто это страдание связано с социальной несправедливостью: с насилием, жестоким обращением, расизмом, бедностью, сексизмом, гетеросексуальным доминированием.
Опросник психологического и социального сопротивления

В ситуациях войн и вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и антропогенных катастроф мы в последние годы часто сталкиваемся с широким распространением опросников, направленных на диагностику так называемого “посттравматического стрессового расстройства”. Эти средства психологического измерения направлены на то, чтобы выяснить, в какой степени представлены у человека те или иные симптомы: насколько они интенсивны и как часто встречаются. Важно, что такой инструментарий есть: он помогает оценить, какая именно помощь (в частности, медикаментозное лечение) может помочь человеку.

Материнская инициатива
Непросто быть матерью ребенка, который «сбился с пути». Ты волнуешься за него, печалишься, чувствуешь собственную вину и все время спрашиваешь себя: «что я сделала не так?», тебе все время стыдно за тот ущерб, который твой ребенок причинил другим людям. В этой статье Викки Дуглас рассказывает историю своего сына, Криса: историю о горестях и утратах – но также и о том, на что жизнь и смерть Криса вдохновили ее. Викки рассказывает о материнской инициативе – защищать задержанных, подследственных и осужденных.
Смысл страдания: точка зрения Майкла Уайта
В обществе распространены представления о том, что психоэмоциональное страдание есть естественное следствие травматического опыта, и что страдание подобно веществу, находящемуся под давлением, как в паровом двигателе. Из этой метафоры следует идея о том, что для исцеления надо так или иначе «выпустить пары», «дать излиться чувствам» и пр. Этот подход побуждает людей к тому, чтобы в памяти возвращаться к травматическому эпизоду и заново переживать его.
Проект разработки и внедрения в деятельность правозащитных организаций программы психосоциальной реабилитации пострадавших от пыток, жестокого и унижающего обращения
Жестокое, унижающее обращение и пытки наносят людям, помимо физических, психическую травму, с последствиями которой людям приходится справляться в течение длительного времени. Восстановление прав пострадавшего, восстановление справедливости и компенсация причиненного вреда в рамках реабилитационных программ, проводимых за рубежом, включают, помимо собственно юридического, также медицинский и психосоциальный аспекты. Психосоциальная реабилитация, помимо своего прямого назначения - восстановления психоэмоционального благополучия человека и укрепления сети его социальной поддержки - оказывается полезна для процесса взаимодействия всех сотрудников правозащитной организации с пострадавшим.
Опыт реализации проектов психосоциальной реабилитации пострадавших от пыток за рубежом (например, в Палестине, Уганде, Анголе и других странах) показывает, что люди, имеющие возможность воспользоваться услугами программ психосоциальной реабилитации, больше настроены на сотрудничество с юристами правозащитных организаций. Психосоциальная реабилитация дает людям возможность избежать повторной травматизации, когда они в целях сбора свидетельств рассказывают о пережитом.
Что такое «нарратив» и какое отношение он имеет к работе юриста и психосоциальной реабилитации
Все мы так или иначе постоянно имеем дело с историями. Это основной имеющийся у людей способ осмысления переживаний и событий. Поэтому истории для нас - как воздух, мы не обращаем на них особенного внимания. Однако истории - это культурные  орудия, обладающие определенными характеристиками. Можно использовать эти характеристики для того, чтобы наша работа приносила человеку больше пользы, способствовала бы восстановлению позитивного самоощущения.
Эмпатические стрессовые реакции: вторичная травматизация и выгорание
У людей, по роду деятельности соприкасающихся с чужим страданием и с несправедливостью, могут развиться эмпатические стрессовые реакции - вторичная травматизация и выгорание. Вторичная травматизация - это своего рода "заражение" переживаниями другого человека, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации. Вторичная травматизация может приводить как к посттравматическому стрессу, так и к посттравматическому росту. Выгорание - это сочетание эмоционального истощения, обесценивания собственного труда и переживания снижения его эффективности.
Письменное самораскрытие в рамках психосоциальной реабилитации
Достаточно часто бывает так, что человек, столкнувшийся с несправедливостью, насилием и жестоким обращением, не готов рассказывать о своих переживаниях другим людям. Однако "держать все это в себе" тоже не полезно. Существуют надежные методы и технологии оказания психологической помощи в письменной форме - ведение дневника по определенной схеме, написание писем и историй.
Восстановление участия: нарративная работа с переживаниями горя и утраты
Как помочь тем, кто потерял близкого, в их горе? Смерть вовсе не обязательно должна разрывать и сводить на нет существующие между людьми отношения любви. Придерживаясь нарративной метафоры, мы можем рассказать историю о смерти очень по-разному, продуцируя отличающиеся смыслы. Помогая людям, которые умирают, или тем, у кого умер близкий человек, мы ставим себе задачу обеспечить людям контакт с нарративами, дающими максимум смысла и утешения, задающими основу для предпочитаемого переживания.
Посттравматический рост
Травматический опыт может приводить не только к развитию посттравматического стресса, но и к посттравматическому росту - развитию, которое возникает в процессе преодоления негативных последствий травмы. Посттравматический рост выражается в пересмотре отношения к себе самому, к своей силе и уязвимости, к другим людям, к простым радостям повседневной жизни. Развивается готовность встретить грядущие жизненные трудности.
Отклик на историю пострадавшего: работа с «внешними свидетелями»
При работе с пострадавшими очень важна организация социальной поддержки, распространение историй о мужестве, достоинстве, борьбе и выживании. Для достижения этих целей разработан метод работы с группами внешних свидетелей, или "соприкосновение жизней общими темами".
Обыденный шок и варианты свидетельствования о насилии

Ежедневно мы становимся свидетелями насилия, несправедливости, унижения. Некоторым людям по роду профессиональных занятий приходится выслушивать истории клиентов о жестоком обращении. Свидетельствование чужому страданию не может не оказывать влияния на нас, и только в одном случае это влияние не оказывается пагубным - в случае, если мы занимаем позицию сострадательного свидетельствования.

Беседа о пережитых пытках и их психологических последствиях. Составление «Психотерапевтического документа».
Психологи, социальные работники и психотерапевты, работающие в нарративном подходе, пишут тем, кто к ним обращается, терапевтические письма, а также составляют особые психотерапевтические документы, например, сертификаты достижений и свидетельства об избавлении от проблемы; и в письмах, и в этих документах может использоваться материал истории о травматическом опыте.