русский | english
Политика конфиденциальности
Давление на гражданское общество в России. Краткий обзор применения законов "об иностранных агентах" и "нежелательных организациях"

21 ноября 2016 года исполняется четыре года закону об «иноагентах». «Эффективность» закона представлена ниже в цифрах и суммах. Основной вклад в эффективность привнес Минюст России, когда получил полномочия принудительно, без решения суда, включать организации в реестр. За это время в реестр «иностранных агентов» были включены экологические, благотворительные, правозащитные, просветительские, экспертные, медицинские и другие организации.

Принудительная ликвидация НКО

В последнее время внимание многих СМИ, представителей некоммерческих организаций (НКО) и экспертного сообщества было обращено на ситуации, когда Минюст России инициировал ликвидацию некоммерческой организации, обращаясь в суды с исками. За прошедшие годы сложилась типичная практика - как со стороны Минюста и других органов, так и в судах - при рассмотрении исков о ликвидации. В обзоре представлены эти типичные ситуации, акцент сделан на бюрократических подходах - какие основания выбирают инициаторы ликвидации и какими основаниями руководствуется суд, вынося свои решения. Ситуации касаются только тех случаев, когда инициатива исходила от государственного органа или органа местного самоуправления.

Проект закона о нежелательных организациях vs международные обязательства России

Проект закона о "нежелательных организациях" в случае его принятия создает риски грубейших нарушений прав и свобод человека, вводя внесудебный порядок запрета организаций и санкции за юридически неопределенные действия.

Выступление Натальи Таубиной на суде по жалобе «Общественного вердикта» 4 июня 2014 года

Выступление директора Фонда «Общественный вердикт» Натальи Таубиной в Замоскворецком суде города Москвы, на судебном процессе по обжалованию Фондом «Общественный вердикт» представления, вынесенного прокуратурой в связи с так называемым законом «об иностранных агентах».

Открытая дискуссия фонда «Общественный вердикт», фонда Егора Гайдара и фонда «Либеральная миссия» на тему реформ правоохранительных органов в России и СНГ

Фонд «Общественный вердикт», Гайдар-клуб и фонд «Либеральная миссия» 17 апреля 2014 года организовали и провели дискуссию на тему «Опыт реформ правоохранительных органов СНГ. Куда дальше идти России?». Дискуссия состоялась в Высшей школе экономики (Москва).

Экспертное заключение на законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Фонд "Общественный вердикт" представляет экспертное заключение на законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, предполагающий существенное ужесточение административного наказания за ряд правонарушений, связанных с реализацией права на свободу мирных собраний, защищаемого как Конституцией Российской Федерации, так и ратифицированными Россией международными договорами. Экспертное заключение подготовлено кюн, адвокатом Голубком С.А. по заказу Фонда.

Аналитическая справка: Коррупциогенные нормы закона «О полиции» и риски произвольного применения норм закона

Анализ закона «О полиции», содержащийся в данной аналитической справке, сосредоточен не столько на конкретных возможностях получения незаконной выгоды сотрудниками полиции, за счет «прорех» в законе, сколько на тех принципах и механизмах, которые приводят к возникновению и развитию благоприятных для коррупции условий. Иными словами, под коррупциогенностью в данном случае, нами понимается нечеткость, неопределенность, отсылочность и размытость формулировок Закона, которые позволяют оказывать внутреннее административное давление на сотрудников в органах полиции, выходящее за правовые рамки, создавая тем самым благоприятные условия для использования должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях получения личной выгоды.

Сравнительный анализ ФЗ № 1026-I от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и проекта ФЗ «О полиции»

Действующая правоохранительная система России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования. Президентом РФ 24 декабря 2009 года был подписан Указ о совершенствовании деятельности Министерства внутренних дел. Составной частью совершенствования указанной системы является реформирование системы органов внутренних дел (ОВД). Приоритетными направлениями реформы данным названы организационные и кадровые преобразования, а также материальное обеспечение сотрудников. В частности, в рамках реализации данного Указа, 7 августа 2010 года на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального Закона «О полиции» (далее по тексту - Законопроект). Данный Законопроект, в том виде, в котором он представлен на обсуждение, является, по сути, действующим законом «О милиции» с некоторыми изменениями и дополнениями, основным из которых является переименование милиции в полицию. Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для представленного в данном документе краткого сравнительного анализа Законопроекта и действующего закона «О милиции».

Обращение Фонда «Общественный вердикт» в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру

Данный аналитический обзор с просьбой принять надлежащие меры для пресечения допущенных нарушений закона был направлен Фондом «Общественный вердикт» Председателю СК при прокуратуре РФ и Генеральному прокурору РФ и поступил в канцелярии указанных учреждений 20.07.2009 г. и 21.07.2009 г. соответственно. В настоящее время обращение находится на рассмотрении.

Изменения нормативно-правовой базы в области организации работы по взаимодействию органов прокуратуры с правозащитными и иными общественными организациями

 

На основании проанализированной информации, можно прийти к выводу, что по сравнению с ранее существовавшим положением (период с 17.12.2002 по 03.03.2008) фактические возможности общественных объединений в сфере взаимодействия с органами прокуратуры в значительной мере ограничены.
Правоохранительные органы VS. Гражданское общество
В настоящее время в Российской Федерации складывается ситуация при которой борьба за политическую стабильность зачастую превращается в борьбу с инакомыслием, проявлениями политической активности граждан и гражданским обществом как таковым.
Анализ нарушения законодательства прокуратурой в 2005 году

Анализ нарушений законодательства  районными Прокуратурами Нижегородской области и Прокуратурой Нижегородской области в 2005 году подготовлен Нижегородской региональной Общественной Организацией “Комитет против пыток” для представления в прокуратуру Нижегородской области, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченному по правам человека по Нижегородской области и Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации. Документ преследует своей целью сообщить о систематических нарушениях стандартов эффективного расследования жалоб на пытки и жестокое и унижающее обращение. На основании представленного документа НРОО Комитет против пыток просит принять срочные и необходимые меры по изменению сложившейся ситуации.

Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

В Федеральный закон "Об общественных объединениях" вводится императивная норма, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о создании общественного объединения и начале его деятельности. При этом порядок такого уведомления устанавливается Правительством Российской Федерации. Тем самым организованная общественная деятельность без регистрации фактически оказывается вне закона, что означает возврат к действовавшему в СССР с 20-х годов запрету деятельности незарегистрированных общественных объединений.