«Суд требует от нас указать ФИО никого»
Полицейские сломали ребра жителю Сургута. Следствие решило не расследовать преступление, а суд прислал абсурдный ответ
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+
Полицейские сломали ребра жителю Сургута за возложение цветов в память о Навальном. Следствие решило просто не расследовать преступление, а суд в ответ на жалобу правозащитников прислал абсурдный ответ
В апреле мы рассказывали о том, что СК в Сургуте не рассматривает заявление Александра Заики, избитого полицейскими за возложение цветов в память об Алексее Навальном.
Мы обратились в Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры с жалобой на бездействие следствия. Но суд жалобу нам вернул, поскольку «заявителем не конкретизированы должностные лица следственного отдела по г. Сургут СУ СК РФ по ХМАО-Югре, которые не приняли мер к проведению процессуальной проверки».
«Суд потребовал от нас указать конкретного сотрудника, который НЕ рассмотрел заявление, а поскольку заявление никто не рассмотрел, то суд, получается, требует от нас указать ФИО никого, — отмечает юрист Яков Ионцев, который при поддержке «Общественного вердикта» оказывает Александру Заике правовую помощь.
Правозащитник вспоминает, что в «Алисе в Зазеркалье» есть похожая сцена: - Кого ты видишь на дороге? - Никого. - Вот это зрение — увидеть никого! Мне бы хоть кого-то увидеть.
«Но то абсурдистское произведение, а у нас решение суда», — подчеркивает юрист.
Естественно, оно обжаловано.
В России добиться расследования о полицейских пытках непросто. Часто, как в случае с заявлением Александра Заики, работу саботируют и следствие, и суды.
Например, в Москве суд до сих пор не рассмотрел жалобу, поданную в связи с нерассмотрением заявления о преступлении, совершенном в отношении Лаши Ментешашвили, избитого полицейскими в августе прошлого года. В ноябре мы обратились с жалобой в Дорогомиловский районный суд, но тот, как и в Сургуте, вернул ее нам. Мы обжаловали это в Мосгорсуде. Тот нас поддержал и обязал районный суд рассмотреть жалобу, которой скоро будет уже полгода. Хотя по идее такая жалоба должна быть рассмотрена максимум за две недели. Получается, человек, избитый полицейскими, с ноября лишен доступа к правосудию.
«Вообще, как мне кажется, в последние пару лет таких ситуаций стало больше, — говорит Яков Ионцев. — По времени это совпало с двумя обстоятельствами. Во-первых, РФ вышла из Европейской конвенции о правах человека и компетенции ЕСПЧ. Во-вторых, мы стали иначе формулировать требования жалоб и с этими формулировками судам стало сложнее обосновать прекращение производства в связи с отсутствием предмета жалобы. Часто бывает, что во время рассмотрения жалобы обжалованное решение отменяется. В таком случае суд считает, что предмет жалобы отсутствует и прекращает производство по жалобе. А то, что через неделю вновь выносится решение, полностью повторяющее отмененное, это уже к рассмотрению жалобы не относится и суд не интересует. Нынешние наши формулировки затрудняют такой финт, поэтому суды находят новые решения».
Напомним, полицейские задержали Александра Заику 17 февраля, когда он после сообщения о гибели Алексея Навального пришел к памятнику жертвам политических репрессий в Сургуте. Мужчину доставили в отдел, где забрали телефон и избили. У Заики были диагностированы переломы двух ребер и переломы остистых отростков двух шейных позвонков. Его госпитализировали в Сургутскую клиническую травматологическую больницу. 29 февраля он подал заявление о преступлении в Следственный комитет РФ, которое до сих пор не рассмотрено.