18+
Administratori
18/02/2009 17:28

Сегодня на пресс-конференции в Независимом пресс-центре журналистам были представлены результаты нового социологического исследования - «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов». Согласно результатам общероссийского опроса, проведенного по инициативе Фонда «Общественный вердикт», россияне плохо ориентируются в структуре правоохранительных органов. При этом на милицейские подразделения граждане возлагают решение задач, за которыми стоят социальные и плохо разрешимые проблемы населения.

img

Сегодня на пресс-конференции в Независимом пресс-центре журналистам были представлены результаты нового социологического исследования - «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов». Согласно результатам общероссийского опроса, проведенного по инициативе Фонда «Общественный вердикт», россияне плохо ориентируются в структуре правоохранительных органов. При этом на милицейские подразделения граждане возлагают решение задач, за которыми стоят социальные и плохо разрешимые проблемы населения.

Опрос российского населения по тему «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов» был проведен по инициативе Фонда «Общественный вердикт» в декабре 2008 - феврале 2009 года. Опрос проходил по всероссийской репрезентативной выборке, представляющей взрослое население России (18+) по полу, возрасту, образованию, типу поселения. Всего было опрошено 1000 человек. Опрос проводился методом персонального интервью на дому у респондента. Исследование было разработано Фондом «Общественный вердикт» и проведено Аналитическим Центром Юрия Левады.
Правоохранительные органы воспринимаются большинством населения, прежде всего, как силовые структуры. Для подавляющего большинства опрошенных - это милиция (75%).
Значительная часть опрошенных (40%) назвали среди правоохранительных органов суды и различные судебные органы. На поставленный прямо вопрос «Является ли Суд правоохранительным органом» 73% ответили «да», только 20% - «нет», затруднились с ответами лишь 7% опрошенных, что говорит о массовом представлении о суде как о правоохранительном органе.
Меньше всего россияне информированы о задачах миграционной службы, Конституционного суда и Следственного комитета при Прокуратуре. В этих случаях сумма плохо знакомых или практически ничего не знающих об их деятельности превосходит долю «знающих».
Самая низкая информированность населения наблюдается в отношении Следственного Комитета при Прокуратуре. Даже среди респондентов с высшим образованием очень хорошо знают о задачах Следственного комитета лишь 12% опрошенных. Неуверенность в своей информированности по поводу задач Следственного комитета объясняется тем, что он создан недавно. Но низкая осведомленность граждан косвенно может указывать на недостаточность проделанной государством работы по информированию граждан о целях и задачах нового правоохранительного органа.
В ситуациях, нарушающих права гражданам, оказывались, по их мнению, 16 % опрошенных. Основная часть нарушений прав или конфликтных ситуаций связана, прежде всего, именно с милицейскими подразделениями - в сумме 24%. Большинство «потерпевших» - 62% - предпринимали шаги, чтобы защитить свои права. Интересно, что чаще всего так поступали самые пожилые, с одной стороны, и самые благополучные (высокий потребительский статус), с другой.
Респонденты, которые считают, что их права были нарушены в течение последнего года, в основном говорят о ситуациях столкновения с насильственными или неправовыми действиями милиции, о неисполнении обязанностей или превышении полномочий со стороны чиновников и служащих в различных сферах (от торговли до медицинских учреждений), а также о бытовых конфликтах с окружающими.
Среди тех, кто называл милицию или органы МВД в качестве нарушителей прав, количество обращавшихся и не обращавшихся в какие-либо инстанции за защитой своих прав распалось почти поровну: 55 обращались, а 45% - не обращались. Чаще всего потерпевшие обращались в милицию (52%), в суд (30%), а также в прокуратуру (26%).
Каждый десятый из пострадавших обращался в правозащитную организацию. При этом почти две пятых россиян (36%) знают о существовании правозащитных организаций, помогающих тем, что пострадал от незаконных действий милиции, среди более обеспеченных россиян эта доля достигает 45-47%.
Многим (48%) не удалось добиться решения своего дела при обращении в ту или иную инстанцию; четверти обратившихся это удалось отчасти и лишь 26% среди тех, кто оказывался в ситуации нарушения их прав, - полностью решили свою проблему.
Относительное большинство опрошенных полагает, что в случае бытового конфликта с соседом следует обратиться к участковому милиционеру (35%), то есть к самому близкому представителю власти. Это же относится к районной милиции, в которую обратилась бы еще почти одна пятая опрошенных. Преобладает «силовая модель» разрешения ненасильственных конфликтов, когда подключение милиции мыслится прежде всего как способ припугнуть или приструнить «обидчика» (модельное представление о власти как «управе» на нарушителей). Две трети опрошенных не знают своего участкового милиционера. Среди молодежи эта цифра достигает 70%, среди респондентов с наиболее высокими доходами – 72%, среди жителей крупнейших городов – 77%.
В случае кражи подавляющее большинство обратилось бы в милицию, но треть опрошенных не стала бы обращаться за защитой своих прав. Отказ от официальных разбирательств связан с неверием в то, что украденное будет по тем или иным причинам найдено. Из тех респондентов, кто стал бы обращаться в милицию из-за кражи, подавляющее большинство (83%) знает, как это делать, причем около двух пятых совершенно уверены в этом.
Результаты исследования показали, что уровень доверия к милиции вырос. «Полюсом максимального расположения» к милиции выступают пожилые россияне с низкими доходами, живущие в небольших городах. Зону доверия милицейским работникам образуют сегодня социально слабые, периферийные демографические группы в более социально-замкнутых типах поселения, в наибольшей степени зависящие от государства (или градообразующего государственного предприятия) как системы попечения и поддержки. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что им в случае возникновения проблем, не на кого больше рассчитывать.
Сравнительное меньшинство обеспеченных россиян в определенной мере рассчитывают на механизмы правового контроля над милицейскими органами и их правонарушениями. Они рассматривают Следственный комитет при Прокуратуре РФ именно в качестве подобного механизма. Подавляющее большинство тех, кто слышали о Следственном комитете, ему скорее доверяют: 50% подгруппы относительно информированных верят, что Комитет «скорее будет» защищать права и интересы таких людей, как они, еще 20% – что он «определенно будет» это делать. Таким образом, те, кто более информированы о Комитете, в данном случае и скорее надеются на защиту собственных интересов с его стороны.

актуальное по теме
подписаться на рассылку