Предложения по спецподразделению в СКР по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов
Фонд "Общественный вердикт" приветствует инициативу Следственного Комитета России (СКР) проработать возможность создания в структуре СКР спецподразделения по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов.
Фонд “Общественный вердикт” приветствует инициативу Следственного Комитета России (СКР) проработать возможность создания в структуре СКР спецподразделения по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов.
Учитывая особую актуальность этой инициативы, озабоченность общества проблемой незаконного насилия и пыток в полиции, а также тот факт, что обращение с требованием создать специальное подразделение к главе СКР А.И. Бастрыкину подписали уже более 4500 граждан, Фонд “Общественный вердикт” считает, что должны быть привлечены независимые эксперты и представители профильных правозащитных организаций и, в целом, обеспечена максимальная прозрачность процесса проработки вопроса о создании специального подразделения.
Фонд “Общественный вердикт” - это российская правозащитная организация, которая уже более восьми лет помогает гражданам, пострадавшим от нарушений прав человека со стороны правоохранительных органов, включая и такие особо опасные нарушения прав человека как пытки в милиции (полиции). Фонд оказывает правовую, информационную и психологическую поддержку жертвам и их родственникам. Мы на практике знаем, как работает следствие по должностным преступлениям. На нашем счету не одна сотня обжалованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия или о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; десятки выигранных в судах уголовных дел, по которым приговором суда установлена вина сотрудников правоохранительных органов. В 2010-2011 году Фонд провел комплексное исследование “Возможности и ограничения расследования должностных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов”, которое позволило выявить правовые и организационные аспекты, влияющие на качество рассмотрения и расследования жалоб на действия сотрудников правоохранительных структур.
Опыт оказания правовой помощи пострадавшим от должностных преступлений, взаимодействия со следователями в рамках уголовных дел, результаты наших исследований стали основой для формулирования предложений по организации спецподразделения по должностным преступлениям, совершенным сотрудниками правоохранительных органов.
Основная цель создания специализированных подразделений СКР - обеспечить независимость расследования сообщений о преступлениях сотрудников указанных ведомств от расследования общеуголовных преступлений.
Обеспечение независимости расследования сообщений о преступлениях сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН может быть достигнуто за счет выведения спецподразделения СКР из подчинения регионального руководства Следственных управлений СКР или за счет двойного подчинения - руководителю регионального Следственного управления СКР и центральном аппарату СКР.
Ниже представлен наиболее желательный вариант - подчинение спецподразделения СКР по расследованию сообщений о преступлениях сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН федеральному центру.
-
Территориальные отделы спецподразделения СКР по расследованию преступлений сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН создаются на уровне субъекта Федерации.
-
Спецподразделение и его сотрудники подчиняются напрямую центральному аппарату СКР. Они неподконтрольны и не подотчетны руководству районных отделов, региональных или окружных управлений СКР.
-
Для руководства деятельностью территориальных отделов спецподразделения в центральном аппарате СКР создается специализированное управление. Руководитель данного управления должен иметь статус заместителя Председателя СКР РФ. Этот заместитель не должен курировать какие-либо иные управления СКР РФ.
-
Сотрудники спецподразделения СКР по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками МВД, ФСИН и ФСКН ни в каких случаях не должны привлекаться к проверке или расследованию сообщений о любых других преступлениях.
-
В компетенцию территориальных отделов спецподразделения СКР по расследованию преступлений сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН должен входить: прием и доследственная проверка всех сообщений о предполагаемых преступлениях сотрудников указанных ведомств и служб, принятие по ним процессуальных решений, также проведение расследования по возбужденным делам.
-
Приказ Председателя СКР должен предусматривать обязанность территориальных отделов и региональных и окружных управлений СКР незамедлительно передавать все поступившие им заявления и сообщения о предполагаемых преступлениях сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН по подследственности в соответствующие органы спецподразделения СКР по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками перечисленных ведомств.
-
Приказ Председателя СКР должен предусматривать обязанность всех сотрудников СКР, которым стали известны данные, указывающие на возможное совершение преступлений сотрудниками МВД, ФСИН и ФСКН, выделять в отдельное производство материал проверки о данном преступлении и направлять рапорт в соответствующие отделы спецподразделения по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками этих ведомств.
-
Председатель СКР и Генеральный прокурор РФ должны издать совместный приказ, предусматривающий незамедлительное направление для проведения доследственной проверки копий всех поступающих в органы прокуратуры сообщений, жалоб и прилагаемых к ним материалов о предполагаемых преступлениях сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН в спецподразделение по расследованию преступлений сотрудников указанных ведомств. Приказом должно быть также установлено, что в случае выявления сотрудниками прокуратуры сведений о возможном или действительном наличии телесных повреждений у лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах а также иных местах принудительного содержания, материал проверки по выявленным сведениям должен незамедлительно направляться в спецподразделение СКР для рассмотрения. Доследственная проверка по указанным сообщениям и жалобам должна начинаться вне зависимости от завершения прокурорской проверки по этим сообщениям и жалобам.
-
Председатель СКР и Министр внутренних дел РФ должны принять совместный приказ, предусматривающий в случае выявления телесных повреждений у лиц, помещаемых в ИВС, немедленное направление сообщения в спецподразделение СКР по расследованию преступлений сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН. Сообщение должно направляться вне зависимости от наличия жалоб и заявлений со стороны лица, помещаемого в ИВС. Спецподразделение СКР должно проводить проверки по каждому сообщению такого рода с целью выявления причин возникновения телесных повреждений.
-
Совместный приказ Председателя СКР и Министра внутренних дел РФ также должен предусматривать немедленное направление в спецподразделение СКР копий любых жалоб и сообщений о предполагаемых преступлениях сотрудников МВД и полиции, поступивших в любые подразделения МВД. Доследственная проверка по указанным жалобам и сообщениям должна проводиться вне зависимости от завершения служебной проверки МВД.
-
Аналогичные совместные приказы должны быть изданы Председателем СКР и Директором ФСИН, а также Председателем СКР и Директором ФСКН.
-
Необходимо принять совместный приказ Председателя СКР и Министра здравоохранения и социального развития РФ, который бы обязывал медицинские учреждения незамедлительно направлять в спецподразделения СКР информацию о телесных повреждениях, если лицо, имеющее телесные повреждения указывает, что они были причинены сотрудниками полиции, МВД, ФСИН, ФСКН, если он был доставлен в медицинское учреждение сотрудниками указанных выше ведомств, либо из органа тех же ведомств, либо имеются иные основания полагать, что повреждения могли быть причинены сотрудниками полиции, МВД, ФСИН, ФСКН. Спецподразделение СКР должно проводить проверку с целью выявления причин возникновения выявленных телесных повреждений.
-
Штатная численность территориальных отделов спецподразделения СКР должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить быстрое и тщательное рассмотрение и расследование всех поступающих сообщений о преступлениях сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН. Для определения штатной численности территориальных отделов спедподразделения СКР целесообразно проанализировать количество всех обращений с жалобами на действия сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН за последние три года по каждому субъекту и определять численность сотрудников отделов спецподразделения исходя из полученных результатов.
-
Должны быть созданы нормативные и организационные условия для обеспечения безопасности сотрудников спецподразделения СКР по расследованию МВД, ФСИН и ФСКН.
-
Недопустимо оперативное сопровождение работы следователей спецподразделения СКР со стороны оперативных сотрудников уголовного розыска МВД. Для осуществления оперативного сопровождения необходимо проработать вопрос об обеспечении оперативного сопровождения сотрудниками служб собственной безопасности МВД и ФСБ России.
-
В отношении работы спецподразделения СКР по расследованию преступлений сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН не должны применяться общие правила оценки деятельности отделов и управлений СКР РФ. В отношении указанных подразделений СКР необходимо отказаться от использования ведомственной статистики и отчетности как основания для вынесения оценки. Одновременно необходимо проработать вопрос об отказе от использования ведомственной статистики как основания для оценивания работы следователей всех подразделений СКР.
-
Оценка деятельности территориальных отделов спецподразделения СКР по расследованию преступлений сотрудников МВД, ФСИН и ФСКН должна строиться на основании выборочной проверки и анализа материалов доследственных проверок и уголовных дел, производство по которым завершено. Такая выборочная проверка должна происходить периодически. Проверки должны проводиться комиссиями в составе представителей главного аппарата СКР, прокуратуры, а также представителей научного и экспертного сообщества и специализированных общественных организаций.
-
Механизм назначения в состав комиссий представителей научного и экспертного сообщества и представителей специализированных некоммерческих организаций должен быть максимально прозрачным и обеспечивать независимость экспертов от СКР и его сотрудников. Члены комиссий из числа представителей главного аппарата СКР должны назначаться Председателем СКР.
-
Порядок назначения и полномочия членов Комиссии, порядок учета результатов работы Комиссии в деятельности СКР и его территориальных подразделений должны быть проработаны отдельно.
-
Материалы проверок и уголовных дел должны оцениваться с точки зрения полноты и всесторонности собранной информации и доказательственной базы, своевременности проверочных и следственных действий, объективности и аргументированности процессуальных решений.
-
Территориальные отделы спецподразделения СКР должны ежегодно публично отчитываться о своей работе: публиковать отчеты в средствах массовой информации, а также отчитываться перед законодательными органами субъектов федерации.
-
В целях методического обеспечения работы следователей спецподразделения СКР должен разработать и утвердить методические указания по расследованию преступлений, предусмотренных ст. 286 ч. 3 и ст. 302 (принуждение к даче показаний) УК РФ. В основу этих указаний должны быть положены международные стандарты эффективного расследования, в частности, зафиксированные в постановлениях Европейского суда по правам человека по делам о пытках в милиции в России.
-
Сотрудники СКР, которые будут переведены на работу в создаваемое спецподразделение, должны в обязательном порядке пройти дополнительную подготовку, нацеленную на формирование необходимых компетенций и навыков в расследовании преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов (полиции, ФСНК и ФСИН), а также на освоение современных методов расследования должностных преступлений и стандартов эффективного расследования должностных преступлений, признанных в рамках ООН и Совета Европы. В рамках программ сотрудничества СКР следует рассмотреть вопрос о приглашении экспертов Совета Европы и ООН для проведения тренингов по вопросам эффективности расследования должностных преступлений, а также в целях обмена опытом.
-
Необходимо рассмотреть вопрос о приглашении к разработке методических указаний, а также проведению тренингов, представителей научного и экспертного сообщества и профильных общественных и некоммерческих организаций.