18+

Бездействие властей в ответ на угрозы жизни активистов и нападения со стороны радикальных националистов

Administratori
20/04/2007 14:35

img

Вдохновляемые негативным отношением властей к НКО, правоохранительные органы не реагируют на нарастающие угрозы жизни в адрес независимых активистов со стороны неонацистов и других радикальных националистов, нападения на представителей НКО и их офисы. Это бездействие правоохранителей создает атмосферу безнаказанности и благодатную почву для повторных нападений, угроз и даже убийств правозащитников.

 

Смертельные угрозы, все чаще используемые неонацистами и другими ненавистниками НКО, игнорируются и не расследуются властями.

 

Эти случаи включают в себя смертельные угрозы в адрес Оксаны Челышевой и Станислава Дмитриевского из Общества Российско-чеченской дружбы и Дмитрия Краюхина из Института «Единая Европа» в Орле. Офис санкт-петербургского «Мемориала» неоднократно подвергался нападениям и разгрому, а его директора Владимира Шнитке избили неизвестные, выкрикивавшие, что они это делают в отместку за осуждение полковника Юрия Буданова, получившего срок за похищение и убийство чеченской девушки. Руководитель находящегося в Санкт-Петербурге Северо-западного центра прав цыган Стефания Кулаева получала неоднократные телефонные угрозы от расистов. Имена, домашние адреса и телефоны председателя Комитета «Гражданское содействие» и члена Совета Правозащитного центра «Мемориал» Светланы Ганнушкиной и ряда других активистов неоднократно публиковались в списках т.н. списках «врагов русского народа» на неонацистских веб-сайтах с прямыми призывами к их насильственному уничтожению. Реакции властей не последовало. В октябре 2006 года ФСБ отказалась начать расследование по факту очередного размещения в Интернете такого расстрельного списка с домашними адресами и номерами телефонов активистов, аргументируя свою позицию тем, что явной угрозы жизни не существует, что «репутация лиц, включенных в список и отношение к ним в обществе противоречивы» и что этот сайт все равно не пользуется популярностью среди радикальных групп. Имя убитой в октябре 2006 года независимой журналистки и правозащитницы Анны Политковской находилось в этих расстрельных списках неонацистов задолго до преступления.

 

Убийство правозащитника и ведущего эксперта в изучении расового экстремизма Николая Гиренко в Санкт-Петербурге в 2005 году, равно как и антифашистов Тимура Качаравы и Александра Рюхина в 2006 году остаются нераскрытыми. Безнаказанность преступников и бездействие государства, обязанного расследовать преступления и защищать общественных деятелей от угроз, создают условия для насилия по отношению к независимым активистам.

 

Директор Томской общественной комиссии по правам человека Борис Крейндель, активно занимавшийся защитой прав этнических меньшинств, в том числе цыган в Сибири, получил смертельные угрозы в адрес своей дочери в форме листовок, расклеенных по всему району с ее именем и годом предполагаемой смерти. Листовки появились вскоре после публикации унижающей его честь и достоинство статьи в газете «Известия», утверждавшей, что он защищает наркоторговцев. За Крейнделем и членами его семьи следили неизвестные. Потеряв надежду получить защиту от правоохранительных органов, несмотря на обращения неправительственных организаций и Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, Крейндель с семьей был вынужден просить убежище в США. 

 

Адвокат из Грозного Лидия Юсупова, возглавлявшая местный офис «Мемориала» в 2002-2005 гг. и остающаяся активным участником этой организации, была номинирована на Нобелевскую премию мира в 2006 году. Ее имя было включено в короткий список кандидатов за несколько дней до объявления лауреата Нобелевским комитетом. В связи с этим у Лидии, которая ранее уже была лауреатом престижной премии им. Мартина Энналса за ее мужественную работу в крайне опасных условиях, брали интервью представители российских и зарубежных СМИ, где она много говорила о продолжающемся кризисе с правами человека в Чечне. 12 октября, за день до объявления имени лауреата Нобелевской премии мира 2006 года, Лидии Юсуповой позвонил на мобильный телефон неизвестный мужчина с угрозами. Он сказал ей на чеченском: «Ты юрист? И ты мечтаешь об этой премии? Ты что, думаешь, что с этой премией ты сможешь продолжать делать в Чечне все то, что ты сейчас делаешь? Тебе дожить надо еще до этой премии!» Говоривший при этом нецензурно выражался. Хотя сама Лидия не приняла этот инцидент близко к сердцу, ее коллеги очень обеспокоились за ее безопасность, не в последнюю очередь потому, что эти угрозы прозвучали через несколько дней после убийства Анны Политковской. 

актуальное по теме
подписаться на рассылку