18+

Выводы

Administratori
20/04/2007 14:38

img

    

Приведенный выше анализ с уверенностью позволяет сделать общий вывод о том, что ситуация с реализацией права на свободу объединения в России в последние годы резко ухудшилась. Проблема носит комплексный и системный характер. Независимые гражданские организации подвергаются разнообразному давлению со стороны государства (проверки со стороны всевозможных государственных органов, судебные тяжбы, угрозы здоровью и жизни, возбуждение уголовных дел в отношении лидеров организаций и т.д.). В ряде случаев давление приобретает форму кампаний, направленных на уничтожение организации и лишение ее возможностей активной работы.

 

Центральным событием последнего периода стало вступление в апреле 2006 года в силу нового закона о НКО, который в частности наделяет государство более широкими полномочиями контроля, позволяет вмешиваться во внутренние дела НКО и в содержание их работы, носит репрессивный характер. По истечении года со дня вступления в силу этого закона и исходя из проводившегося широким кругом некоммерческих организаций мониторинга ситуации с его применением, а также многочисленных консультаций юристов в более чем 20 регионах России можно сделать несколько основных выводов о ходе применения данного закона и развитии взаимодействия регистрирующих и контролирующих органов с некоммерческими организациями.

 

  Регистрация некоммерческих организаций #

Регистрация некоммерческих организаций, переданная из ведомства Федеральной налоговой службы в Росрегистрацию, приобрела ярко выраженный разрешительный характер по  признаку содержания деятельности, определенной уставными документами организации, подающей на регистрацию, что, по сути, является  вмешательством  в содержательную деятельность  организаций, противоречит и Конституции РФ, и международным нормам. Сам процесс регистрации существенно усложнился, увеличилось число отказов как по формальным основаниям, так и по основаниям формально-содержательного характера, во многих случаях обусловленным различным и часто субъективным толкованием законодательства сотрудниками регистрирующих органов.

  Внесение изменений в уставные документы и в сведения, не связанные с изменениями уставных документов #

Подобная же ситуация складывается с процедурой внесения изменений как в уставные документы, так и в сведения, не связанные с изменениями уставных документов, как, например, смена руководителя организации. Сам процесс обращения за необходимыми документами в налоговую инспекцию, выстаивание в очереди в органы Росрегистрации и оформление документов занимает зачастую больше недели и объективно не укладывается в определенный законом срок в 3 дня. Стала распространяться практика невыдачи органами Росрегистрации официальных отказов при рассмотрении документов на регистрацию и на внесение изменений в сведения или уставные документы. Из-за этой практики организациям, уверенным в своей правоте, невозможно обратиться в суд, так как отсутствуют письменные доказательства нарушения со стороны Росрегистрации. Увеличилось число случаев направления органами Росрегистрации в адрес НКО письменных запросов о предоставлении не предусмотренных законом документов.

  Сдача ежегодной отчетности #

В соответствии с законодательством до 15 апреля 2007 года все некоммерческие организации должны подать отчеты о деятельности организации, ее руководящих органах, расходовании имущества и денежных средств по утвержденным Правительством формам. В дополнение к этому, общественные объединения до 30 марта должны сдать сведения о продолжении деятельности, а благотворительные – сведения о финансово-хозяйственной деятельности и о содержании благотворительных программ.  Подавляющее большинство организаций были не в состоянии самостоятельно без привлечения юристов заполнить формы отчетности в связи с тем, что крайне нечетко и неконкретно сформулированы требования к содержанию отчетности. Кроме того, в процессе сдачи отчетности выяснилось, что чиновники Росрегистрации в разных регионах страны по-разному трактуют правильность заполнения форм. Расписки о получении отчетов  организациям, сдавшим их лично, в ряде регионов не выдаются в нарушение законодательства. Сотрудники ФРС обещают выслать расписки по почте, но нет никакой уверенности, что это будет сделано; в результате организации не имеют на руках никаких документов, подтверждающих факт сдачи ими отчетности. Ситуация осложняется тем, что в соответствии с законом  неоднократное (т.е. два и более раз) для некоммерческих организаций и однократное для общественных объединений непредставление новых форм отчетности может повлечь за собой принудительную ликвидацию организации, что явно не соответствует принципу соразмерности нарушения и санкции.

  Ликвидация некоммерческих организаций #

В последние месяцы органами Росрегистрации поданы в суды тысячи исков о ликвидации организаций, не сдавших за прошлые годы сведения о продолжении своей деятельности. Это приведет к резкому сокращению числа маленьких некоммерческих организаций, реально влияющих на развитие гражданского общества, помогающих людям и зачастую берущих на себя функции государства по оказанию социальной, правовой и т.п. помощи гражданам.

  Избирательное изменение закона #

Необходимо отметить, что государство подходит к применению закона  избирательно даже с правовой точки зрения. 10 апреля 2007 года, за 5 дней до даты сдачи отчетности было принято Постановление Правительства № 213 о внесении изменений в формы и сроки подачи отчетности религиозными организациями, являющимися одной из форм некоммерческих организаций.

  Проверки деятельности НКО #

Новые нормы законодательства наделяют орган, принимающий решение о  государственной регистрации организаций, правом проводить плановые и внеплановые проверки деятельности некоммерческих организаций. К сожалению, опыт проведения первых проверок выявил целый набор проблем. В частности, несоблюдение сроков предупреждения руководителей организаций о проведении проверки, запрашивание документов, которые не входят в список подлежащих проверке, что значительно затрудняет подготовку к проверке. Многим организациям, проверка которых проводилась в начале года, до сих пор не выдан акт проверки. В проверках иногда, в нарушение положений закона, участвуют не только сотрудники Управлений Росрегистрации, но и представители прокуратуры, органов внутренних дел, местных администраций, что можно расценивать как вмешательство в деятельность организации со стороны государства.  

 

 

актуальное по теме
подписаться на рассылку