русский | english
Политика конфиденциальности

Европейский суд во вторник вынесет постановление о бесчеловечной практике перевозки заключенных в «стаканах» автозаков

05 апреля 2019, 13:58

9 апреля 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обнародует постановление о бесчеловечных условиях перевозок заключенных в России. Шесть из семи жалоб представляет юрист «Общественного вердикта» Эрнест Мезак. В числе прочих будут приняты решения по жалобам двух жительниц Республики Коми, которых неоднократно перевозили в одноместных камерах автозаков - «стаканах».

В Страсбурге впервые не стали переводить слово «stakan» на официальные языки суда и ограничились его транслитерацией. На российском тюремном сленге «стаканом» называют практически глухую одноместную камеру тюремных автомобилей площадью от 0,3 до 0,5 кв. м. В «стаканах» автозаков обычно перевозят женщин, подростков и бывших сотрудников правоохранительных органов, так как они нуждаются в особых мерах защиты. При этом в России распространена практика использования «стаканов» для перевозки двух заключенных одновременно. Официальное признание проблема получила в 2011 году после того, как в ОНК Коми пожаловалась заключенная Наталья Костромина.
Летом 2010 года Костромину семь раз конвоировали из колонии в Ивановской области в один из следственных изоляторов Коми. Ее, в общей сложности, около восьми часов перевозили в одном «стакане» вместе с другой заключенной. «Общественный вердикт» подал жалобу в интересах Костроминой в ЕСПЧ. Некоторое время спустя руководитель УФСИН России по Ярославской области Юрий Дяченко в своем ответе на жалобу ОНК Коми не только признал, но и не увидел ничего страшного в транспортировке людей по двое в «стакане» площадью 0,5 кв.м и 0,4 кв.м.

Еще одну жалобу на перевозки в «стаканах» «Общественный вердикт» подготовил для жительницы Сыктывкара Юлии Пунеговой. Зимой в 2010-2011 годах, когда суд рассматривал ее дело, Пунегова перенесла около 20 таких поездок.

«Обвиняемую перевозили в морозную погоду, в Страсбурге такие морозы даже представить сложно. Конструкция «стакана» такова, что его невозможно нормально отапливать. Даже, когда на улице 0 градусов, в камере автозака очень холодно. Таким образом, и без того бесчеловечные условия перевозок являлись, по сути, пыткой холодом. «Общественный вердикт» надеется, что 9 сентября ЕСПЧ не просто удовлетворит жалобы Костроминой и Пунеговой, но и обяжет власти отказаться от использования «стаканов» для перевозки людей»,
- говорит юрист фонда Эрнест Мезак.

Подробнее о том, как работает Фонд, чьи права защищает, наша позиция по поводу принудительного включения в реестр "иностранных агентов" 

Получить код страницы Версия для печати