русский | english
Политика конфиденциальности

Как полиция и суды будут бороться со школьниками?

08 октября 2018, 10:51

Весной 2018 года «Единая Россия» внесла в Госдуму проект закона о внесении поправок в кодекс административных правонарушений (КоАП). Депутаты предложили ввести административную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные публичные акции. В качестве наказания предусмотрены штрафы от 30 до 500 тысяч рублей, а также обязательные работы до 100 часов, или арест до 15 суток. Законопроект должен был быть рассмотрен в сентябре, но это пока не случилось. Вероятно, в ближайшее время депутаты приступят к рассмотрению инициативы, которая сужает возможности россиян пользоваться конституционными правами на свободу собраний.

«Общественный вердикт» попросил своего эксперта - адвоката Максима Крупского проанализировать законопроект. Что самое важное в новом законе и чем он обернется для граждан? Как полицейские и суды будут бороться со школьниками? Адвокат Крупский, независимый эксперт при Минюсте РФ:

Если законопроект примут в существующем виде, как увеличится количество административных дел?

Прогнозировать сложно - количество будет зависеть от политической воли и от ситуации в обществе. Точно можно сказать одно - благодаря поправкам расширится перечень оснований привлечения к ответственности.

По новой статье смогут привлекать и несовершеннолетних? Это сделано для того, чтобы исключить их участие в протестных акциях?

Я думаю, что такой задачи перед разработчиком не стояло. По крайней мере, при создании этой формулировки. Скорее всего, это некорректность самих формулировок.

Как несовершеннолетним себя обезопасить, чтобы не попасть «под штрафы»?

Если решат ходить на публичные акции и распространять информацию о них среди своих знакомых, например, через интернет, то никак. Риски уменьшаются, если рассказывать о публичном мероприятии "из уст в уста", но и здесь нет 100% гарантии безопасности.

По мнению Крупского, предложения депутатов не только не содержат четкого правового определения понятия «вовлечение», но и противоречат позициям Конституционного суда РФ и ЕСПЧ. «На практике это неизбежно приведет к непониманию гражданами пределов правомерности своих действий, а также к произвольному расширительному толкованию закона».

• За вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированном митинге может быть привлечен к ответственности несовершеннолетний.

Кодекс административных правонарушений гласит, что к ответственности может привлекаться человек старше шестнадцати лет. Как следует из текста законопроекта, разработчики не предусмотрели исключений из этого порядка. Таким образом, чтобы быть привлеченным к ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированном публичном мероприятии достаточно быть 16 летним.

• В законе нет информации, с какого момента административное правонарушение можно считать оконченным.

С размещения в интернете ролика с призывом принять участие в митинге, или с того момента как несовершеннолетний принял участие в публичном мероприятии? Или же с того момента как он сообщил друзьям по телефону или через соцсети информацию о готовящемся митинге? В законопроекте нет ответов на эти вопросы. В результате, на практике это приведет к серьезным ошибкам в квалификации правонарушения и грозит привлечением к ответственности невиновных.

Эксперт приходит к выводу, что устранение выявленных коллизий возможно только в случае полного отклонения законопроекта.

Читать экспертное заключение целиком:

 

Получить код страницы Версия для печати