русский | english

«Общественный вердикт» и реформирование правоохранительной системы

31 декабря 2010, 12:35

Содействие реформированию правоохранительной системы является одной из основных стратегических целей работы Фонда «Общественный вердикт». С момента своего возникновения Фонд реализует несколько программ, каждая из которых вносит вклад в решение задачи по реформе.

Это программы правового сопровождения дел потерпевших от незаконных действий сотрудников милиции, программы информационной поддержки, которые инициируют и поддерживают общественный интерес к делам и в целом к проблеме произвола правоохранительных органов. Работая по конкретным делам, участвуя в официальных разбирательствах, в которых нарушителями являются сотрудники правоохранительных органов, Фонд и его партнеры в регионах накапливают информацию, которая наполняет конкретным содержанием проблему произвола милиции, а также формирует информационную базу, «идущую в руки» аналитикам и разработчикам реформаторских мер. Логично, что с самого начала своего существования, Фонд ведет исследовательские программы, в рамках которых анализируются кейсы (конкретные дела, ставшие предметом официальных разбирательств в России), нормативные акты, практики взаимодействия правоохранительных органов и НПО, граждан, практики расследования пыток и жестокого обращения в следственных органах России и др.

Существенным компонентом работы являются социологические исследования, результаты которых позволяют учитывать позиции не только НПО, но и граждан и самих сотрудников правоохранительных органов. В частности, в конце 2007 года провел специализированное социологическое исследование с целью выяснить, что российские граждане думают о реформировании милиции, какой хотят видеть эту реформу, в чем готовы принимать участие сами и т.п. Ранее, Фондом было проведено исследование, изучающее мнение действующих сотрудников милиции. Вся эта работа в конечном итоге решает проблему поиска ответа на то, как должна и может быть реформирована правоохранительная система, в первую очередь милиция. Только зная ожидания и точки зрения всех основных «действующих лиц», появляется возможность разработки такой конфигурации реформаторских мер, которые будут отвечать двум важным характеристикам: легитимности проекта реформы и ее реализуемости на практике.

Важно отметить, что с момента своего создания Фонд исходит из принципа, что для достижения максимального и устойчивого результата работа по защите прав пострадавших обязательно должна сопровождаться продвижением системных преобразований, позволяющих коренным образом изменить принципы работы правоохранительных органов и обеспечить более полное соблюдение прав человека сотрудниками этих органов. Эти два направления - помощь конкретным пострадавшим от нарушений прав человека и системные изменения в правоохранительных органах - являются ключевыми для Фонда и им подчинена вся деятельность организации.

Необходимость скорейшего и комплексного реформирования правоохранительной системы на принципах уважения и обеспечения прав человека является одной ключевых рекомендаций Фонда как к российским органам власти, так и к международному сообществу. Фонд проводил слушания по вопросам реформирования в 2005 и 2006 годах, сейчас участвует в различных национальных и межгосударственных обсуждениях, в частности, рекомендации и позиция Фонда представлялись в Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, в Общественной палате РФ, в Комитете ООН по правам человека, в Комитете ООН против пыток, в рамках консультаций Россия-ЕС по правам человека.

Реформа правоохранительной системы - комплексная задача, сложность которой трудно переоценить. Разработка мер по реформированию, поиск оптимальных решений, работа по адвокации реформаторских мер, контроль за их учетом и реализацией - это только часть того, что необходимо делать в постоянном режиме для получения результата. Очевидно, что такая работа становится эффективнее, если удается консолидировать усилия профильных НПО, работающих с «милицейской» темой. Именно поэтому в 2008 году по инициативе Фонда и представительства Международной Амнистии в России была создана Рабочая группа (Коалиция) правозащитных организаций по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел и содействию реформированию МВД.

Получить код страницы Версия для печати