русский | english
Политика конфиденциальности

Заявление Фонда "Общественный вердикт" на заседании бюро ОБСЕ

01 октября 2009, 13:21

Пытки и жестокое обращение широко используются в практике российских право-охранительных органов. Каждый год российские правозащитные организации по-лучают сотни новых обращений от граждан, пострадавших от пыток и жестокого обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В результате этих действий страдают граждане, чью безопасность призваны обеспечивать сотрудники органов внутренних дел. Нередки случаи, когда совер-шаемые противоправные деяния приводят к тяжким последствиям для здоровья пострадавших, а порой и к смерти.
Действующее российское законодательство не содержит специальной нормы, криминализующей пытки. Уголовное преследование должностных лиц, приме-няющих пытки и жестокое и унижающее обращение, в подавляющем большинстве случаев квалифицируется по национальному уголовному законодательству как превышение должностных полномочий.
Одной из основных причин нарушений прав человека в системе правоохрани-тельных органов является существующая система оценки работы, которая про-должает основываться исключительно на количественных показателях - стати-стических данных количества зарегистрированных преступлений, количества рас-крытых преступлений и т.д. и необходимости демонстрировать положительную динамику в каждом отчетном периоде. Данная система не позволяет оценить ка-чество работы правоохранителей. Более того, способствует воспроизводству не-законных действий со стороны сотрудников правоохранительных органов, когда в погоне за количественными показателями, от которых зависит продвижение по службе и социальные блага, они осуществляют такие противоправные действия как незаконные задержания, пытки, жестокое обращение, фальсификация доказа-тельств.
Мы вынуждены констатировать, что в России отсутствует система эффективного расследования случаев пыток и жестокого обращения, постоянно нарушаются та-кие основополающие принципы расследования как быстрота, тщательность, неза-висимость и обеспечение доступа жертвы к расследвоанию.
Так, сбор доказательств производится несвоевременно, не в полном объеме, что нередко приводит к утрате доказательств, имеющих чрезвычайно важное значе-ние для установления обстоятельств совершения преступления и делает невоз-можным привлечение виновного лица к уголовной ответственности.
Структура российской правоохранительной системы косвенно ставит следствен-ные органы при прокуратуре РФ в зависимое положение от сотрудников милиции, в отношении которых за совершенные пытки следователи прокуратуры должны возбуждать уголовные дела. По статистике Фонда в подавляющем большинстве случаев пытки совершаются оперативными сотрудниками уголовного розыска, ко-торые осуществляют оперативное сопровождение по уголовным делам других категорий, находящихся в производстве следователей при прокуратуре РФ.
Процессуальное законодательство дает законную возможность следственным ор-ганам затруднить доступ жертвы к расследованию. Особо ощутимо это на стадии доследственной проверки.
Все выше изложенное говорит о том, что правоохранительная система находится в глубоком кризисе и остро нуждается в немедленном комплексном реформиро-вании. Реформирование должно коснуться и вопросов обучения, и кадровых во-просов, и вопросов материально-технического обеспечения, вопросов управле-ния, и, безусловно, вопросов оценки эффективности деятельности органов внут-ренних дел. Центральными аспектами в концепции реформы должны стать прин-ципы уважения прав человека.
Российские власти осознают наличие серьезных проблем в правоохранительной сфере. В течение последнего периода уже произошли некоторые изменения, ко-торые можно считать отдельными шагами, направленными на изменение положе-ния в системе правоохранительных органов, однако, все предпринимаемые дей-ствия пока скорее являются реакцией на вопиющие нарушения со стороны со-трудников правоохранительных органов и направлены на точечные изменения.
Кроме обозначенной выше необходимости комплексного реформирования, пред-ставляется важным принять следующие меры:
- привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами в части, касающейся пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения;
- руководителям следственных органов при прокуратуре РФ ужесточить контроль за качеством проведения доследственных проверок, и обоснованности принятия решений по их результатам. По каждому случаю необоснованного отка-за в возбуждении уголовного дела проводить проверку и решать вопрос о привле-чении к ответственности как лица, непосредственно принявшего незаконное ре-шение, так и его непосредственного руководителя;
- рассмотреть вопрос о возможности внесения в уголовно-процессуальный кодекс РФ отдельного раздела, регламентирующего права заявителя на стадии доследственной проверки;
- рассмотреть вопрос о возможности выделения в системе следственного комитета при прокуратуре РФ отдельного подразделения, специализирующегося только на расследовании преступлений, связанных с превышением должностны-ми лицами правоохранительных органов служебных полномочий;

Получить код страницы Версия для печати