русский | english

Преступность подождет до лучших времен

31 октября 2013, 11:14

Министерство внутренних дел (МВД) опубликовало проект обновленной госпрограммы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности". Из нее следует, что МВД намерено до конца 2015 года успешно преодолевать "негативные последствия" полицейской реформы 2013-го (см. вчерашний номер "Ъ"), а с 2017-го - добиться роста реального финансирования на 15-20%. Принципиальных изменений ситуации с преступностью МВД не гарантирует, предполагая, что рост социального статуса полицейского противодействует профессионализации преступности, в том числе экономической, при снижении общего криминального фона.

Опубликованный МВД проект распоряжения правительства об утверждении госпрограммы содержит ее доработанный в сравнении с версией лета 2013 года вариант. Уточнена раскладка проектного федерального финансирования после 2016-го, скорректирован базовый сценарий развития ситуации с преступностью в РФ до 2020-го и перечень целевых показателей госпрограммы. Базовая гипотеза авторов госпрограммы достаточно спорна - это "выход РФ на докризисные темпы развития экономики" и рост возможностей финансирования МВД. При этом "адекватная реакция государства и его правоохранительных органов на негативные изменения криминальной ситуации будет несколько запаздывать", в перспективе 3-5 лет число обращений граждан в МВД будет расти "в связи с ростом уровня правосознания и социальной активности", тенденции к снижению числа преступлений будут продолжены. Но ожидается рост "качественных характеристик" преступлений и тяжести их последствий, числа пресеченных фактов коррупции, а также сохранение "очагов социальной напряженности", в том числе увеличение числа протестных акций и их участников. До 2015 года МВД ждет также роста преступности несовершеннолетних и незначительного - рецидивной преступности, а до 2020-го - сокращения числа преступлений, совершенных иностранными гражданами (последнее предположение не раскрывается). Кроме того, ожидается рост доли экономических преступлений и концентрация МВД на них, но в целом этот поворот в приоритетах полицейского ведомства в госпрограмме почти не раскрывается.

Госпрограмма разбита на два этапа - 2013-2015-й и 2016-2020 годы. Парадоксально, но наиболее значительных результатов (например, снижения числа нераскрытых убийств на 12% к уровню 2011 года, разбоев - на 13%, роста результативности экспертно-криминалистических учетов - с 20,7% до 23%) МВД планирует добиться на первом этапе, когда финансирование госпрограммы (порядка 950 млрд руб. в год с индексацией ниже инфляции) предполагается меньшим, чем в последующие периоды. С 2017 года МВД закладывает в сценарий резкий рост финансирования - на 25% к показателям 2016-го до 1,24 трлн руб. в год с дальнейшим увеличением до 1,4 трлн руб. в 2020-м. Это соответствует при умеренной инфляции росту реальных полицейских расходов государства в 2017-2020 годах на 10-15%, тогда как в 2014-2016-м они в реальном выражении будут несколько сокращаться или останутся стабильными.

Разработчики госпрограммы в целом не скрывают умеренно негативного отношения к реформе МВД 2012 года, упоминая про необходимость преодоления "негативных последствий" реформы. Отметим, статистические показатели в системе МВД за 2012 год принципиально отличаются от показателей прошлых лет, и ведомство столь же принципиально все "позитивные тренды" отсчитывает от базы "дореформенного" 2011-го. "Позитивных последствий" реформы МВД ожидает к 2015-му в результате повышения социального статуса сотрудников МВД. 80% расходов госпрограммы - де-факто социальные, то есть на оплату персонала, констатируют в полицейском ведомстве, и долгосрочной ее целью объявлено доведение доходов полицейских до уровня имеющихся в успешных секторах экономики. МВД при этом явно рассчитывает на рост привлекательности полицейской службы в связи с введением программы строительства общежитий, жилья и введения "единовременных соцвыплат для приобретения или строительства жилого помещения" (5-6 тыс. человек в год с 2017-го).

МВД обещает в рамках госпрограммы также существенно увеличить уровень защиты свидетелей и добиться некоторых успехов в вопросах организации предварительного следствия. Как и ранее, в системе целевых показателей МВД рассчитывает преимущественно на те, что контролируются системой регистрации преступлений (полностью зависящей от правоохранительных органов): на "внешние" оценки ведомство особо не надеется, ожидая, например, роста "уверенности граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов" с текущих 45% в 2013-м до 50% в 2020-м.

Дмитрий Бутрин, Коммерсантъ

Сюжет: Реформа милиции

Получить код страницы Версия для печати